«Неофициально приглашения получили заместители губернатора Тюменской области Сергей Сарычев и Наталья Шевчик, а также финансист, заместитель губернатора Ханты-Мансийского автономного округа Вера Дюдина», — утверждает тюменский чиновник на условиях анонимности. Сергей Сарычев отвечает за аппарат правительства и идеологическую работу. Наталья Шевчик ведет социальные вопросы.
Сейчас департаментом финансов Москвы руководит Юрий Коростелев. Блок социальной политики курирует и. о. заместителя мэра Людмила Швецова. Руководителем аппарата мэра и правительства Москвы в ранге первого заместителя мэра работает Виктор Коробченко.
Тюменское правительство не подтверждает информацию о кадровых перестановках. «Мы об этом ничего не знаем», — заявили «Газете.Ru» в московском представительстве регионального правительства.
«Ему нужна своя команда, без этого невозможно, — говорит источник в органах власти Тюменской области. – Но придется искать поддержку и у ряда московских чиновников из-за специфики региона».
Сергей Собянин в четверг заявил, что основой его команды «будут те управленцы, которые есть сегодня в Москве». «Но это не значит, что будет кадровый застой и стагнация. Мы будем работать над постепенной ротацией, заменой, подбором новых кадров», — уточнил он.
Сергею Собянину потребуются люди, которые поддержат жесткие решения на новом посту. Собянин — жесткий начальник, вспоминает глава фракции ЛДПР в Тюменской думе Владимир Сысоев (он работал в правительстве Собянина на посту директора департамента стратегического развития). «Очень строгий… Любит конкретику, эрудированный. Ему не нужно часов, чтобы вникнуть в проблему. Хватало 5–10 минут», — говорит депутат, добавляя: «У него была мертвая хватка на инвестора, если чувствовалось, что проект хороший».
С Собяниным работал и Владимир Завьялов, возглавляющий комитет по экономической политике и природопользованию Тюменской области, он также является советником гендиректора «Сургутнефтегаза». «Когда Собянин начинал губернатором, я начинал восстанавливать «Запсибгазпром», — рассказал «Газете.Ru» Владимир Завьялов. (до этого он занимался частным бизнесом, владел продовольственными и строительными компаниями). «Спустя два месяца, как Собянин приступил к своим обязанностям, мне позвонили и пригласили на прием к губернатору. Честно говоря, я думал, что меня будет ждать что-то нехорошее», — говорит Завьялов. Но Собянин встретил предпринимателя у двери, посадил за большой стол и спросил, есть ли у него мощные пилотные проекты, которым бы губернатор мог оказать помощь, но с быстрой отдачей – так, чтобы через год-два значительно увеличить доходную часть бюджета. «Я ожидал всего, но только не этого. Я спросил, знает ли он, что я был доверенным лицом Рокецкого (проиграл на выборах Собянину – «Газета.Ru»). Он ответил утвердительно, и у меня больше вопросов не было. Я понял, что он пришел работу делать», — вспоминает Завьялов.
При Сергее Собянине была разработана первая в России стратегия развития региона – Тюменской области. Приоритетом губернатора, с учетом специфики территории, был нефтегазовый сектор, и он сумел убедить нефтяников в том, что разделяет их взгляды. «При Собянине правительство вернулось к советской идее создания нефтегазового кластера. Эта схема предполагает, что центр должен быть не в Москве», — вспоминает Владимир Сысоев. «Больше всего внимание уделялось развитию нефтегазового комплекса, — подтверждает Юрий Конев, президент Тюменского нефтегазового университета. – Он обеспечил нормальное финансовое состояние субъектов Тюменской области».
Особенно тесные связи установились с ТНК-ВР. Первым инвестиционным соглашением регионального правительства был Уватский проект — 21 месторождение с перспективными ресурсами в 250 млн тонн. «Когда Собянин был губернатором, было очень важно активизировать работу нефтегазового комплекса на юге – там, где всегда были сельхозугодья и управленческий центр. Эту задачу раскачали, пришла компания ТНК-ВР — и на юге области добывается нефть», — констатирует Николай Карнаухов, депутат-единоросс из Тюменской областной думы.
Когда Собянин возглавил Тюменскую область, бюджет региона составлял 9 млрд рублей — сейчас более 100 млрд рублей. «Я помню, как мы эти 9 млрд делили четыре месяца, но хватало только на зарплаты бюджетникам», — говорит Завьялов.
Позднее в регион пришли сервисные компании, в частности транснациональный концерн Shlumberger. «Он поддерживал инвесторов. Правительство предоставляло налоговые льготы, выделяло участки земли, работал инвестиционный совет», — говорит бывший сотрудник Сергея Собянина.
Развитие промышленности стимулировало потребительский рынок. «В ходе переговоров Собянин привел в Тюмень McDonalds. Это был первый ресторан сети за Уралом», — добавляет Владимир Сысоев.
В правительстве пытались работать с малым бизнесом, сельским хозяйством и дорожно-коммунальными службами. «В наследство от Советского Союза досталось плохое коммунальное хозяйство, энергоемкое, неуправляемое и тяжелое, а Собянин эту проблему системно решал, включая, кстати, и транспортную проблему», — констатирует Николай Карнаухов.
Правительство Сергея Собянина сталкивалось с коррупцией, но, уверяют тюменские чиновники, в основном на местном уровне. Приходилось снимать административные барьеры в процессе выделения земель для инвесторов: «Сергей Собянин забрал полномочия городской администрации Тюмени на уровень области: было сложно проследить, берут ли взятки чиновники на местах».
Николай Корнаухов знает Сергея Собянина как «упорного чиновника»: «Многие называют это упрямством, но это упорство в достижении цели. Он системно и спокойно будет добивать, добивать и добивать любую проблему, которая перед ним встанет. Вот такое качество».
Это дается большими усилиями, предполагает чиновник из Ноябрьска на условиях анонимности. «Очень тяжелое наследство досталось. Ему всего 52 года, а выглядит старше», — сетует он.