Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Путевки ушли в отрыв

Цены в ресторанах и на туристические услуги показали рост

Цены в ресторанах и на туристические услуги как росли в первом полугодии 2010 года, так и будут расти до конца года, констатирует Центр конъюнктурных исследований ГУ-ВШЭ. И не важно, что экономика стагнирует, а спрос на услуги и товары по-прежнему далек от докризисного.

Замерив деловой климат 4,2 тысячи организаций в 30 российских регионах, Центр конъюнктурных исследований пришел к выводу, что деятельность большинства организаций сферы услуг в I полугодии 2010 года проходила в «условиях сужения спроса». Неудивительно, что 75% опрошенных руководителей компаний оценили экономическое положение своих организаций как «удовлетворительное», 20% охарактеризовали его как «неблагоприятное». Оставшиеся констатировали «благоприятное положение».

Среди факторов, оказавших негативное воздействие на состояние делового климата, в первую очередь называется недостаток финансовых средств. Это отметили более половины опрошенных (51%).

Причем максимальное воздействие этого фактора ощутили организации, финансируемые преимущественно из бюджета, — учреждения образования (78% респондентов) и здравоохранения (63%), а также транспортные компании (68%). Недостаток финансов не был столь критичным для частных компаний, тем не менее на этот фактор указали треть респондентов. Лимитировал деятельность сферы услуг и существующий уровень налогообложения – этот фактор отметили 36% опрошенных.

Чаще других на высокие налоги ссылались руководители организаций сухопутного транспорта (55%), а также гостиниц и ресторанов (51% участников опроса).

Недостаточный спрос на услуги мешал развитию бизнеса трети респондентов, в том числе более 40% руководителей транспортных организаций, туристических агентств, гостиниц и ресторанов, организаций, оказывающих финансовые услуги.

О снижении спроса свидетельствуют и данные Росстата, обнародованные на этой неделе. Индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, упал в третьем квартале впервые за полтора года: он снизился на 4% до минус 11%. Снижение потребительской уверенности Росстат объясняет в том числе психологическим фактором: каждый четвертый россиянин считает, что его материальное положение ухудшилось, и тратить морально не готов.

При всех жалобах на условия ведения бизнеса большинство руководителей обследованных компаний заявили, что смогли сохранить свою нишу на рынке услуг и уверены в своей конкурентоспособности. 92% опрошенных убеждены, что показатель конкурентоспособности их компании находился на «нормальном» или «выше нормального» уровне.

При этом убежденность в своей конкурентоспособности накладывается на планы некоторых компаний повышать цены на свои товары или услуги.

Переписать ценники во втором полугодии планируют 14% руководителей. И всего 5% опрошенных признают действующие цены «слишком высокими».

Меньше всего намерены поднимать цены компании, специализирующиеся на оказании финансовых услуг: 92% руководителей таких компаний решили, что расценки на их услуги соответствуют «нормальному» уровню.

В наибольшей степени настроены на увеличение цен руководители ресторанного и гостиничного бизнеса (26%), а также туристических агентств (30%).

Желание задрать цены в условиях кризиса объясняется ущербной ментальностью отечественного бизнеса, полагает директор Центра конъюнктурных исследований ГУ-ВШЭ Георгий Остапкович. «Если кризис, то цены падают. Это если ты живешь на Западе. В России цены не снижаются, можно сказать, ни на что и никогда!» — говорит Остапкович.

«Что касается ресторанного бизнеса, то тут кризис — не кризис, а в России сложился слой людей, которые всегда будут ходить по ресторанам. Но если они узнают о кризисе из газет, то будут брать в ресторане не односолодовый виски, а купажированный, вот и вся разница», — иронизирует эксперт.

«Нет, кризис коснулся всех, и богатых тоже», — возражает директор ЦМЭИ BDO в России Елена Матросова. Но состоятельные граждане могут усилить контроль за своими издержками, компенсировать потери, например, за счет снижения зарплат своим сотрудникам или увольнений. У бедных таких ресурсов нет, и потому нет возможности на походы в рестораны.

«А туристические услуги растут в стоимости по той причине, что сейчас наблюдается сезонный всплеск отпусков. В Европе точно такой же тренд. Россия довольно чутко реагирует на изменение внешней среды, и мы очень быстро наблюдаем ответные колебания на любые внешние флуктуации», — говорит заместитель председателя правления ОАО «АБ Финанс Банк» Леонид Морозовский.

Цены на туриситческие услуги по массовым направлениям могли вырасти в связи с переходом части обеспеченных граждан на более экономичные направления, полагает ведущий консультант, член Совета директоров исследовательского холдинга Ромир Игорь Березин. «Такой вот парадокс! Если раньше люди летали в Италию за 2000 евро, а теперь поехали в Турцию за 1000 долларов, то для них стоимость услуг как бы снизилась. Сама же Турция при этом подорожала на 20-25%», - говорит Березин.

Низкий спрос на кредитные ресурсы объясняется тем, что кредиты сейчас нужны в основном на рефинансирование и реструктуризацию долгов, уточняет Матросова. Кредиты действительно стали доступнее, но мало кому нужны. «Банки не хотят рисковать, заемщики, в общем-то, не знают, на что потратить кредит, тем более что получают с рынка сигналы о стагнации. Это не мотивирует их на развитие бизнеса», — говорит Матросова.

Новости и материалы
Раскрыты примерные сроки выхода следующего поколения видеокарт Nvidia
Десять детей из Дагестана вернулись в Россию из Сирии
В Белоруссии заявили, что Запад готовится к войне против Москвы и Минска
В Мариуполе увидели специалистов из КНДР
Маше Распутиной предлагали купить звание Заслуженной артистки России
Зеленский попросил у Запада новые системы ПВО для защиты от «Орешника»
Путин рассказал, от кого зависит решение задач СВО
Путин назвал важную особенность «Орешника»
Саратовец избил мужчину металлической трубой из-за просьбы вести себя скромнее
Бывшая жена Кокорина показала грудь в глубоком вырезе топа
Путин заявил о неуязвимости системы «Орешник»
Путин заявил, что «Орешник» создан на базе новейших разработок
Путин пообещал наградить создателей системы «Орешник»
Россия может нарастить производство подобных «Орешнику» ракет
Путин заявил об испытаниях других систем, подобных «Орешнику»
Путин заявил, что «Орешник» будет поставлен в войска
Жители Тюмени сравнили форму нового катка с половым органом
Путин заявил о «колоссальной базе» для защиты безопасности РФ
Все новости