Замерив деловой климат 4,2 тысячи организаций в 30 российских регионах, Центр конъюнктурных исследований пришел к выводу, что деятельность большинства организаций сферы услуг в I полугодии 2010 года проходила в «условиях сужения спроса». Неудивительно, что 75% опрошенных руководителей компаний оценили экономическое положение своих организаций как «удовлетворительное», 20% охарактеризовали его как «неблагоприятное». Оставшиеся констатировали «благоприятное положение».
Среди факторов, оказавших негативное воздействие на состояние делового климата, в первую очередь называется недостаток финансовых средств. Это отметили более половины опрошенных (51%).
Причем максимальное воздействие этого фактора ощутили организации, финансируемые преимущественно из бюджета, — учреждения образования (78% респондентов) и здравоохранения (63%), а также транспортные компании (68%). Недостаток финансов не был столь критичным для частных компаний, тем не менее на этот фактор указали треть респондентов. Лимитировал деятельность сферы услуг и существующий уровень налогообложения – этот фактор отметили 36% опрошенных.
Чаще других на высокие налоги ссылались руководители организаций сухопутного транспорта (55%), а также гостиниц и ресторанов (51% участников опроса).
Недостаточный спрос на услуги мешал развитию бизнеса трети респондентов, в том числе более 40% руководителей транспортных организаций, туристических агентств, гостиниц и ресторанов, организаций, оказывающих финансовые услуги.
О снижении спроса свидетельствуют и данные Росстата, обнародованные на этой неделе. Индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, упал в третьем квартале впервые за полтора года: он снизился на 4% до минус 11%. Снижение потребительской уверенности Росстат объясняет в том числе психологическим фактором: каждый четвертый россиянин считает, что его материальное положение ухудшилось, и тратить морально не готов.
При всех жалобах на условия ведения бизнеса большинство руководителей обследованных компаний заявили, что смогли сохранить свою нишу на рынке услуг и уверены в своей конкурентоспособности. 92% опрошенных убеждены, что показатель конкурентоспособности их компании находился на «нормальном» или «выше нормального» уровне.
При этом убежденность в своей конкурентоспособности накладывается на планы некоторых компаний повышать цены на свои товары или услуги.
Переписать ценники во втором полугодии планируют 14% руководителей. И всего 5% опрошенных признают действующие цены «слишком высокими».
Меньше всего намерены поднимать цены компании, специализирующиеся на оказании финансовых услуг: 92% руководителей таких компаний решили, что расценки на их услуги соответствуют «нормальному» уровню.
В наибольшей степени настроены на увеличение цен руководители ресторанного и гостиничного бизнеса (26%), а также туристических агентств (30%).
Желание задрать цены в условиях кризиса объясняется ущербной ментальностью отечественного бизнеса, полагает директор Центра конъюнктурных исследований ГУ-ВШЭ Георгий Остапкович. «Если кризис, то цены падают. Это если ты живешь на Западе. В России цены не снижаются, можно сказать, ни на что и никогда!» — говорит Остапкович.
«Что касается ресторанного бизнеса, то тут кризис — не кризис, а в России сложился слой людей, которые всегда будут ходить по ресторанам. Но если они узнают о кризисе из газет, то будут брать в ресторане не односолодовый виски, а купажированный, вот и вся разница», — иронизирует эксперт.
«Нет, кризис коснулся всех, и богатых тоже», — возражает директор ЦМЭИ BDO в России Елена Матросова. Но состоятельные граждане могут усилить контроль за своими издержками, компенсировать потери, например, за счет снижения зарплат своим сотрудникам или увольнений. У бедных таких ресурсов нет, и потому нет возможности на походы в рестораны.
«А туристические услуги растут в стоимости по той причине, что сейчас наблюдается сезонный всплеск отпусков. В Европе точно такой же тренд. Россия довольно чутко реагирует на изменение внешней среды, и мы очень быстро наблюдаем ответные колебания на любые внешние флуктуации», — говорит заместитель председателя правления ОАО «АБ Финанс Банк» Леонид Морозовский.
Цены на туриситческие услуги по массовым направлениям могли вырасти в связи с переходом части обеспеченных граждан на более экономичные направления, полагает ведущий консультант, член Совета директоров исследовательского холдинга Ромир Игорь Березин. «Такой вот парадокс! Если раньше люди летали в Италию за 2000 евро, а теперь поехали в Турцию за 1000 долларов, то для них стоимость услуг как бы снизилась. Сама же Турция при этом подорожала на 20-25%», - говорит Березин.
Низкий спрос на кредитные ресурсы объясняется тем, что кредиты сейчас нужны в основном на рефинансирование и реструктуризацию долгов, уточняет Матросова. Кредиты действительно стали доступнее, но мало кому нужны. «Банки не хотят рисковать, заемщики, в общем-то, не знают, на что потратить кредит, тем более что получают с рынка сигналы о стагнации. Это не мотивирует их на развитие бизнеса», — говорит Матросова.