Выдержки из технической презентации ГТК «Россия» — одной из первых авиакомпаний, начавших эксплуатировать перспективный ближнемагистральный самолет Ан-148, — опубликовали сразу несколько информационных агентств . Главный вывод документа —
эксплуатационная надежность российско-украинского Ан-148 не может обеспечивать достаточный уровень безопасности и регулярности полетов.
Как говорится в презентации, в период с 1 июня по 1 сентября 2010 года суммарный налет на первые четыре самолета с учетом аэродромных тренировок экипажей составил 1725 часов. За это время было обнаружено 235 неисправностей. Суммарный простой для устранения неполадок с учетом ожидания поставки запчастей составил 2139 часов, или 89 суток.
Самой ненадежной системой в самолете является система управления самолетом — была обнаружена 31 неисправность, цитирует отрывок из презентации «Интерфакс». Также к ненадежным относятся: система интеграции общесамолетного оборудования — 26 неисправностей, пилотажно-навигационное оборудование — 19, средства управления полетом — 17, вспомогательная силовая установка (ВСУ) — 17 неисправностей. Также у авиаперевозчика имеются и замечания к надежности систем кондиционирования, фюзеляжа, крыльев и двигателей. Двигателям самолета в презентации выделен отдельный пункт. «За период с 1 июня по 1 сентября 2010 года отстранены от эксплуатации один двигатель Д-436-148 и два ВСУ АИ-450. С самолета № 61702 снято две ВСУ по различным причинам внутренних разрушений», — говорится в документе. Авиаперевозчик сравнил неисправности по ВСУ Ан-148 с неисправностями подобной установки на самолете Boeing-737. За пять лет эксплуатации Boeing-737 из-за аналогичных неисправностей было заменено всего две ВСУ.
«Налет на самолете Ан-148 в 2 раза меньше, неисправностей в 3 раза больше», — говорится в документе при сравнении двух самолетов.
При налете 1725 часов было задержано по неисправностям 76 рейсов Ан-148, в то же время у Boeing-737 из-за неполадок было 14 задержек, Boeing-767 — 16, A320 — 25 и A319 — 43 задержки, сравнивает ГТК «Россия» эксплуатируемые ей самолеты.
У ГТК «Россия» находятся в эксплуатации первые пять серийных самолетов Ан-148. Но недостатки, на которые указывает ГТК «Россия», относятся в основном к самой первой машине, которая уже несколько месяцев находится на Воронежском авиастроительном заводе на доработке, отмечают опрошенные «Газетой.Ru» эксперты. «Фактически это была еще предсерийная машина, — говорит руководитель отраслевого портала Avia.Ru Роман Гусаров. — И, конечно же, по итогам эксплуатации были выявлены недостатки, так называемые детские болезни».
«Остальные четыре машины нормально эксплуатируются», — говорит эксперт.
Ан-148, по сути, первый постсоветский самолет, выпущенный отечественным авиапромом. До этого новые самолеты в эксплуатацию у нас вводились в последний раз в конце 80-х годов. Но даже легендарные самолеты XX столетия Ту-154 и Ту-134 имели поначалу подобные «детские болезни».
Сравнение же первой серийной машины с надежностью Boeing и Airbus, обкатанных в течение многих лет, вообще некорректно, считают эксперты.
Да и безопасности пассажиров тоже пока ничто не угрожает — нет отказов, которые создавали бы такую угрозу, говорит замдиректора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.
«Через такой проблемный этап проходит вся новая техника, и его не избежал ни один производитель в мире», — соглашается Андрей Липовецкий, представитель лизинговой компании «Ильюшин-Финанс», поставлявшей ГТК «Россия» Ан-148. По его словам, несмотря на технические проблемы, как самолет Ан-148 вполне удался, более того, «в хороших перспективах продаж не только в России, но и в мире» в компании не сомневаются. «Это подтверждает спрос, превышающий предложение», — говорит Липовецкий.
Презентация о технических проблемах Ан-148 была подготовлена для обсуждения в профессиональном кругу, отмечает Роман Гусаров. «Это нормальная практика, — говорит эксперт. — На технических конференциях эксплуатанты делятся информацией о новом продукте между собой и производителем для дальнейшего устранения неполадок».
Утечка же информации в СМИ, скорее всего, была сделана по заказу конкурентов, говорит эксперт: «Совершенно одинаковая новость с вполне четким негативным акцентом появилась одновременно в нескольких информационных агентствах в одно и то же время».
Одним из вероятных заказчиков подобного информационного сброса, по мнению экспертов, могла стать компания «Сухой», продвигающая сейчас свой проект ближнесреднемагистрального самолета Sukhoi Superjet 100. «В отличие от Ан-148 самолет SSJ 100 не соответствует заявленным параметрам. Например, летать он сможет на меньшие расстояния, чем планировалось изначально. По дальности полета Ан-148 и SSJ 100 теперь конкуренты», — говорит Гусаров. Между тем в отличие от заточенного под международный рынок SSJ-100 Ан-148 более универсален и неприхотлив. Например, SSJ 100 не сможет садиться на грунтовую ВПП из-за того, что двигатели расположены слишком близко к земле.
Конкурируют SSJ-100 и Ан-148 между собой и за бюджетные деньги:
в Объединенной строительной корпорации (ОАК) проект Ан-148 находится под «Иркутом» (контролирует бизнес-единицу «ОАК - Коммерческие самолеты»), а SSJ 100, несмотря на свою гражданскую направленность, по-прежнему остается под «Сухим» (бизнес-единица «ОАК - Боевые самолеты»). Ждут проблемы SSJ 100 и в родном ему среднемагистральном сегменте: уже через три года ему предстоит потягаться с более эффективными самолетами, которые сейчас готовят бразильские и японские производители.