Новороссийский морской торговый порт (НМТП) меняет владельца. Как сообщила в среду группа НМТП, это произойдет в результате проведения двух сделок, которые в настоящее время готовятся. Сначала НМТП приобретет 100% ООО «Приморский торговый порт» (крупнейший портовый оператор нефтеналива в России), принадлежащего на данный момент госкомпании «Транснефть» и инвестгруппе «Сумма Капитал» (контролируется бизнесменом Зиявудином Магомедовым). «Объединение мощностей Новороссийского и Приморского портов позволит создать крупнейшую в Российской Федерации стивидорную (стивидор — оператор порта — «Газета.Ru») компанию», — говорится в сообщении НМТП.
После этого будет совершена вторая сделка, в ходе которой Новороссийский морской торговый порт продаст свой контрольный пакет тем же «Транснефти» и «Сумме Капитал».
Сделки должны быть одобрены Федеральной антимонопольной службой и правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации. Соответствующие документы готовятся, предполагается, что сделки будут проведены одновременно.
Как будут распределяться доли НМТП между новыми владельцами и сумма сделок не разглашается, однако, по оценкам специалистов,
указанная схема принесет владельцам НМТП как минимум $1 млрд прибыли.
«Рыночная стоимость НМТП составляет порядка $3 млрд, — рассказывает эксперт агентства InfraNews Алексей Безбородов. — Приобретение Приморского порта повысит стоимость НМТП до $4 млрд. Таким образом, контрольный пакет «Новороссийского морского торгового порта» будет стоить около $2 млрд».
То есть бенефициар НМТП (Kadina Ltd, контролируемая главой совета директоров порта Александром Пономаренко, депутатом Госдумы Александром Скоробогатько и бизнесменом Аркадием Ротенбергом), потратив $1 млрд на покупку Приморского порта и продав затем контроль над НМТП, получит в итоге $2 млрд, подсчитывает Безбородов.
«Транснефть» же в альянсе с «Суммой Капитал» получат суммарный контроль над отгрузкой 120 млн тонн нефти в год», — говорит Безбородов.
«Со стороны «Транснефти» шаг абсолютно логичный, — добавляет эксперт центра исследований конъюнктуры нефтяного рынка «Кортес» Михаил Турукалов. — Когда компания, занимающаяся транспортировкой нефти по территории России, контролирует и перевалку, она получает контроль над всей экспортной цепочкой».
«Новороссийский морской торговый порт — актив очень перспективный, и тот, кто его контролирует, может оказывать влияние на многие аспекты экспорта нефти. В частности,
именно через Новороссийск к морю выходит труба Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). Вопрос о расширении нефтепровода КТК с 32 млн до 67 млн тонн, который акционеры не могут окончательно решить уже не один год, во многом будет зависеть именно от того, кто контролирует перевалку,
ведь объем поставок по трубе увязывается с мощностью наливных терминалов, объясняет эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов.
Кстати, самый крупный пакет в КТК (24%) принадлежит российскому государству и находится в доверительном управлении именно у «Транснефти». Абзалов полагает, что «Сумма Капитал» недолго пробудет акционером НМТП — слишком уж привлекательный актив. «Партнер «Транснефти» в этой сделке выступает, скорее, как портфельный инвестор и в ближайшие 3—4 года, вероятно, продаст свою долю, — полагает эксперт. — Покупателем может выступить как «Транснефть» (все будет зависеть от развития нефтепроводной монополии), так и кто-то из российских нефтяных компаний».