— В 2009 году оператор фиксированной связи «Ростелеком» был назначен правительством создателем инфраструктуры для «Электронного правительства» на федеральном уровне. Как получилось, что сейчас вы занялись и регионами?
— Нашей основной задачей было создание федеральных элементов этой инфраструктуры – единого реестра государственных услуг, системы электронного межведомственного взаимодействия, портала госуслуг, единой системы идентификации и авторизации, платежного шлюза и т.д. На федеральном уровне работы давно уже перешли из аврального в нормальный плановый режим: приняты необходимые постановления Правительства, подписан Федеральный Закон «О госуслугах». У нас есть все необходимые проектные компоненты - утвержденные планы-графики, источники финансирования, система контроля.
Работу с регионами мы начали буквально три месяца назад. «Ростелеком» является стратегическим партнером межрегиональной рабочей группы по преодолению цифрового неравенства в регионах под руководством Юрия Лужкова. Группа анализирует, какие решения реализуются в регионах, лучшие передаются в Минкомсвязи, их мы готовы тиражировать. Мы вышли с инициативой на Совет по региональной информатизации и предложили модель частно-государственного партнерства. Руководитель аппарата правительства Сергей Собянин и министр связи Игорь Щеголев такой подход одобрили.
— Что вы предлагаете регионам?
— «Электронное правительство» — это система взаимодействия органов власти, федеральных, региональных, муниципальных, как с гражданами, так и друг с другом. Поэтому части этой системы должны быть сформированы на всех уровнях. Изначально предполагалось, что региональные элементы «Электронного правительства» будут создаваться на средства регионов, но на практике денег у них нет. Поэтому «Ростелеком» предложил регионам принципиально новый формат партнерства — создать инфраструктуру их электронных правительств за наш счет. То есть «Ростелеком» предоставляет каналы связи, центры обработки данных, программное обеспечение как сервис.
Таким образом, регион экономит деньги, мы ставим им универсальное решение, которое проверено, защищено и уже интегрировано с федеральным центром.
Даже если у субъекта есть деньги, мы ему рекомендуем не инвестировать в инфраструктуру, которую мы уже можем им предложить в качестве долгосрочного сервиса, а вкладывать в развитие своих прикладных систем. Например, в системы внутреннего документооборота, системы управления земельными ресурсами, недвижимостью, ЖКХ и т. д.
— То есть регионы должны ежегодно платить вам за услуги?
— Да. Мы предлагаем комплексный аутсорсинг. То есть это комбинированная услуга SAAS — software as a service, так называемые облачные технологии. На сегодняшний день рынок SAAS в мире составляет порядка $13 млрд, через два года будет уже $24 млрд. То есть сегодня это глобальный тренд. Microsoft и Google строят огромные дата-центры именно для облачных централизованных систем. Мы опять же не изобретаем принципиально новых вещей — мы берем лучшие западные и наши практики и адаптируем.
— Во что обойдется пользование вашей инфраструктурой регионам?
— Затраты различных регионов будут отличаться, так как они сами отличаются друг от друга по размеру и готовности внедрять «Электронное правительство». Средние затраты составят около 5—15 млн руб. ежегодно.
Для регионов это быстрый старт: первые десять пилотных регионов свои первые десять услуг получат до конца 2010 года. Т. е. период разворачивания этого сегмента всего 2—3 месяца.
Если бы они это делали с нуля без нас, это вылилось бы в колоссальные затраты, более 100 млн руб. на каждый регион.
В каждом конкретном случае нужно адаптироваться, предлагать решение для того, чтобы «склеить» всю страну в единое пространство и чтобы не разрушить то, что в некоторых регионах уже успешно работает…
— Кто уже присоединился к вашей программе?
— Соглашения уже подписаны с 11 субъектами. Всего более 40 регионов дали подтверждение на готовность работать с «Ростелекомом». С остальными мы находимся в стадии переговоров. У нас есть график, подписаний до конца года, и, я думаю, к концу 2010 года будет более 50 таких субъектов. Практически ни в одном субъекте, за редким исключением, нет аргументов против.
— Ну а если регионы не хотят к вам присоединяться?
— Для этого теперь есть один хороший стимул — закон № 210 «О государственных услугах». Он касается всех. Те, кто думает, что можно не делать, просто еще не понимают меру ответственности. «Электронное правительство» — это метод взаимодействия органов власти с гражданами и бизнесом. И в этом законе есть одна краеугольная вещь, постулат, который в принципе меняет всю структуру информатизации и ведомств.
С 1 июля следующего года чиновники не будут иметь права запрашивать с гражданина информацию, которая находится в других ведомствах. Чтобы получить нужную справку, не нужно будет приносить еще десять справок, теперь это проблема чиновников.
— За какое время вы планируете окупить ваши инвестиции?
— Срок окупаемости наших вложений — 5—7 лет. Если бы мы не использовали унифицированные решения, это были бы десятилетия.
Это инвестиции с минимальной маржинальностью. Сейчас для нас это, скорее, социальная задача, связанная с поручением правительства. Но мы, реализуя ее и являясь все же акционерным обществом, видим в дальнейшем ее возможную коммерциализацию.
— Портал госуслуг будет свой для федерации и свой в каждом регионе?
— Портал должен быть единым. Допускается использование и региональных порталов, но представление всех услуг на федеральном портале является обязательным. Необходимо, чтобы у людей была одна точка входа, чтобы они не забивали голову — вот портал налоговый, портал региональный, портал пенсионный, и у каждого их них свой графический интерфейс, своя система аутентификации, свои пароли и т. д. Поэтому
главная идея портала госуслуг — это единый личный кабинет, в который человек попадает и видит: вот мои налоги, мои штрафы, вот здесь я могу подать заявление и т. д.
Решения, которые мы предлагаем регионам, — это «конструктор», с помощью которого они могут «собирать» свои порталы, в том числе и настраивать свои услуги, но при этом они автоматически будут появляться на федеральном. Таким образом, мы и требования законодательства удовлетворяем, и обеспечиваем экономию средств и унификацию.
Дальше, конечно, осуществляется развитие ресурса — ведь будут появляться новые технологии, новые идеи, будет меняться законодательство. А мы фактически создаем единую общенациональную систему, которая состоит из центрального элемента и региональных сегментов, работающих как одно целое.
— Сколько услуг на сегодняшний день уже есть на едином портале? Каков план их расширения?
— У нас есть два постановления правительства — № 1555 и № 1993, которые определяют графики перевода в электронный вид первоочередных федеральных услуг — их больше семидесяти — и региональных услуг — их больше 50. До 2015 года все услуги должны быть полностью переведены в электронный вид. У каждой услуги есть, так называемая «дорожная карта». Ее перевод в электронный вид происходит в пять этапов. Первый этап — это размещение информации о том, где, как и когда она предоставляется, какие документы необходимы для ее получения и т. д. Второй этап — это размещение в электронном виде всех необходимых бланков и инструкции по их заполнению. Третий этап — подача заявлений в электронном виде, четвертый — мониторинг прохождения и обработки этих заявлений в различных ведомствах, и пятый этап, последний, — это получение в электронном виде юридически значимой услуги. То есть когда вообще уже никуда ходить не надо — все можно получить, не выходя из дома.
— Как выполняется этот план?
— Сегодня перевод в электронный вид услуг идет строго по графику. Для всех федеральных и подавляющего большинства региональных услуг первый этап уже завершен: на портале можно найти всю необходимую информацию о том, какие существуют услуги, какие бланки необходимы и каков механизм их предоставления. Соответственно, третий и четвертый этапы завершены для нескольких десятков услуг, а для шести услуг на федеральном портале завершен и пятый этап. Это, например, запись транспортного средства на техосмотр.
В регионах мы сейчас в первую очередь переводим в электронный вид услуги, которые пользуются наибольшим спросом, — такие как запись на прием к врачу, получение различных социальных пособий, например, получение удостоверения многодетной семьи. То есть такие услуги, которые традиционно требуют многих хождений и получений десятков справок.
Поэтому их мы делаем сейчас в приоритетном порядке.
Кроме того, сейчас мы разрабатываем новые подходы к графическому интерфейсу на портале, создаем интерфейс для инфоматов, для мобильных телефонов — чтобы это было просто, понятно, удобно и любой человек в два щелчка мог уплатить налоги, подать заявление. Мы уже пригласили к сотрудничеству ведущих разработчиков в области интерфейса. Это компании, имеющие современные лаборатории для анализа поведения пользователей интернет-ресурсов: стенды с сенсорами, которые следят за глазами и движениями мышкой и т.д. И все для того, чтобы получить на портале удобный, эргономичный интерфейс.
— Проектом электронного правительства занимается не один «Ростелеком». Как это сочетается с вашими планами?
— Мы стараемся консолидировать весь рынок, призываем всех, у кого есть различные работающие компоненты «Электронного правительства» в том или ином регионе или ведомстве. У нас есть базовые компоненты инфраструктуры — магистраль, дата-центры и т. д. А у кого-то, предположим, есть программное решение для обеспечения онлайн-записи к врачу. Мы готовы осуществить его интеграцию с нашими базовыми компонентами, с порталом, с нашей системой безопасности и предлагать ее регионам в составе комплексного решения, а сервисную маржу делить с разработчиком.
Условия у нас достаточно простые: преимущество отдается российским производителям, а решения должны быть апробированные.
— И есть компании, которые уже откликнулись?
— Есть. Неделю назад у нас было семь таких компаний, сейчас уже девять. Это ведущие российские разработчики — три системных интегратора, а остальные — производители программного обеспечения.
— К сотрудничеству приглашаете и частных разработчиков?
— Да, и частных разработчиков. Но у нас есть одно условие: продукт должен уже где-то работать. Он должен быть внедрен, и внедрен успешно.
Мы не «бизнес-ангел», который раздает всем деньги на хорошие идеи. Деньги мы вообще не раздаем никому. Мы предлагаем площадку в масштабе России для продвижения их сервисов.
— За счет чего сегодня финансируется проект?
— Федеральная часть проекта «Электронное правительство» сейчас финансируется в рамках ФЦП «Электронная Россия». Но 2010 год — последний год этой программы. Основные работы по федеральному сегменту будут выполнены в 2010 году. Проет перевода всех госуслуг в электронный вид планируется до 2015 года, следовательно, соответствующее финансирование будет предусмотрено новой ФЦП «Информационное общество-2011—2015».
— ФЦП «Электронная Россия» действовала с 2002 года и обошлась бюджету в 19,9 млрд рублей при весьма скромных результатах. В этот раз не получится также?
— Первоначально основными задачами «Электронной России» была автоматизация федеральных ведомств, причем автоматизация внутренняя, то есть создание сетей, баз данных, порталов для органов власти. Но в последнее время правительство и Минкомсвязи развернули его в сторону реальных потребителей государственных услуг, т. е. в сторону граждан и бизнеса. И это принципиальное отличие от ФЦП «Электронная Россия». Хочу отметить, что если бы ранее не были созданы инфраструктурные компоненты министерств и ведомств, было бы невозможно электронное взаимодействие с этими ведомствами.
— То есть впустую огромные деньги тратиться больше не будут?
— Огромных денег в этом проекте и нет. Возьмите в качестве примера ту же Эстонию. На свое «электронное правительство» они потратили $1,5 млрд. Сингапур — $15 млрд. Мы пока потратили всего $0,03 млрд.
— Что кроме сайта госуслуг входит в «Электронное правительство»?
— Сайт — это только окно, только внешняя витрина. За нею скрывает комплекс из более чем десятка систем: единый реестр государственных услуг, система электронного межведомственного взаимодействия, система идентификации и авторизации, системы безопасности, платежные шлюзы и т.д. Мы участвуем в проекте создания единой электронной карты. Параллельно реализуем проект по электронной цифровой подписи, по единому электронному пространству доверия, где будет приниматься электронная подпись. Электронная карта станет аналогом электронного паспорта, с помощью которого можно будет получать доступ ко всем информационным системам, в том числе получать государственные услуги, например, с помощью портала госуслуг. Эта карта будет бесплатной. На нее будут также записываться банковские платежные приложения, транспортные приложения и т. д.
Для реализации проекта единой карты создана федеральная уполномоченная организация (ее членами являются Сбербанк, «Уралсиб» и «Ак Барс» — Газета.Ru).
Сейчас в Астраханской области, в Башкирии и Татарстане идут пилотные проекты по созданию универсальной электронной карты. До конца этого года должно быть выработано единое техническое решение, которое может быть тиражировано по всей стране.
— И когда можно будет получить эту карточку на руки?
— Первая тестовая эмиссия карт будет проведена уже в октябре этого года.
В следующем году будет проведена отработка этого решения, с 2012 года начнется выдача карт по заявлению, а с 2014 года они будут выдаваться всем гражданам без исключения.
— Какие банки смогут принять участие в этом проекте?
— Этот проект открыт для всех банков, работающих в России. Гражданин сможет на основании заявления в организацию, которая является эмитентом карты, записать на эту карту приложение любого банка, который присоединился к этой программе. Т. е. каждый сам выберет, услугами какого банка он будет пользоваться.
— Можно ли будет расплачиваться этой картой за границей?
— Сейчас прорабатывается вопрос, как она будет работать за пределами России. Не исключаю, что к концу этого года будет разработано решение, которое удовлетворит и эти потребности.