«Росатом» ведет переговоры о строительстве завода по обогащению урана на территории США, заявил глава российской госкорпорации Сергей Кириенко в интервью газете The Financial Times. Глава «Росатома» не раскрыл подробности этой сделки, поскольку она зависит от ратификации конгрессом США межправительственного соглашения по сотрудничеству в сфере ядерной энергетики.
Однако российская госкорпорация, по словам Кириенко, намерена заняться добычей урана в глобальном масштабе, и первый шаг в этом направлении предпринят покупкой мажоритарной доли в канадской компании по добыче урана Uranium One.
О приобретении контроля в Uranium One подразделение госкорпорации — компания «Атомредметзолото» — договорилось в июне. Сделка должна быть одобрена акционерами Uranium One 31 августа. «Росатом» предложил за акции Uranium One доли в двух урановых месторождениях в Казахстане, а также $610 млн. Кириенко отметил, что в России рассматривают приобретение контрольного пакета Uranium One как «начало глобальной диверсификации»: канадская компания уже обладает ресурсами в Казахстане и Африке.
Хотя рынок США действительно емкий — там действуют более сотни АЭС, которые обеспечивают пятую часть потребностей страны в электричестве, амбициозные планы госкорпорации вызывают сомнения экспертов. «Удивительно, что Россия собирается строить завод по обогащению урана в США. Исторически пути развития ядерной энергетики наших стран шли порознь как в обогащении, так и в добыче. И технологически, и идеологически это два разных полюса. Более того, очень сомнительно, что США пустят Россию на этот рынок», — считает руководитель аналитического управления ИФК «Алемар» Василий Конузин. По мнению эксперта, для Росатома логичнее искать партнеров в области добычи, а не обогащения урана, сотрудничая с Монголией и с Казахстаном. А обогащать привозимое сырье и предлагать услуги полного цикла можно при этом в самой России.
Тем более что
российские обогатительные предприятия достаточно эффективны: в стране сосредоточено приблизительно 40% мировых мощностей по обогащению урана. «России в наследство от СССР достались передовые центрифужные технологии, которые позволяют значительно экономить на издержках и создавать конкурентоспособную продукцию»,
— рассказывает аналитик «Брокеркредитсервиса» Михаил Сайно. В себестоимости ядерного топлива доля услуг по обогащению составляет приблизительно 40—45%. «По данным канадской Cameco, для получения 1 кг обогащенного урана по диффузной технологии (наиболее популярной на Западе) требуется 9500—12500 кВт•ч, а затраты на электричество при этом составляют $500—750 на кг. По центрифужной технологии, применяемой в России требуется 190—250 кВт•ч, затраты электричества составляют $3—5 на кг», — поясняет эксперт. «Росатом» поставляет сырье для 74 реакторов в 15 странах.
Но загрузка отечественных обогатительных мощностей может быть поставлена под вопрос в 2014 году. Именно тогда прекратит свое действие подписанный в 1993 году российско-американский договор ВОУ-НОУ, предусматривающий поставки в США низкообогащенного урана для АЭС, изготовленного из высокообогащенного оружейного урана.
Договор обеспечил определенный объем заказов для российской атомной промышленности, но цена поставок была ниже коммерческой. Сейчас отечественный уран обеспечивает примерно 50% потребностей американской атомной энергетики, но без ВОУ-НОУ российский «Техснабэкспорт» сможет занять лишь 20% рынка США.
Потому «Росатом» и ищет новые пути проникновения на американский рынок, а также пытается диверсифицировать рынки сбыта, заключая контракты на поставку низкообогащенного урана в Японию и Францию, говорят эксперты.