Экономическая преступность, транснациональные ОПГ и нелегальная миграция представляют в настоящее время наибольшую опасность для государств Таможенного союза, заявил министр внутренних дел России Рашид Нургалиев во вторник на совещании глав МВД Белоруссии, Казахстана и России, состоявшемся в Астане. Он отметил, что при реализации такой широкомасштабной задачи, как построение Таможенного союза, «сбой может произойти в любое время и в любом месте, даже там, где вроде бы все должно работать стабильно».
«Не секрет, что лидеры организованных групп и преступных сообществ также заняты изучением происходящих процессов, выработкой тактики своих действий в изменившихся условиях», — цитирует «Интерфакс» Нургалиева. По его словам,
криминалитет обеспокоен тем, что сейчас рвутся отлаженные годами связи и необходимо «искать новых чиновников, которые будут выносить решения в их интересах, искать подходы к работникам правоохранительных органов, чтобы налаживать новые безопасные контрабандные каналы».
Примеров успешного взаимодействия органов внутренних дел стран — участниц ТС пока немного. Недавно было проведено совместное задержание в Москве гражданина Казахстана, который подозревается в своей стране в незаконной легализации $1,3 млн. А в Челябинской области в поезде была пресечена попытка контрабанды за пределы России крупной партии икры. Ее пытались вывезти по поддельным документам граждане Узбекистана.
Почти половина контрабанды в Россию приходится на границу с Казахстаном, уточнил, выступая на совещании в Астане, первый заместитель руководителя погранслужбы ФСБ России Евгений Инчин.
«За последние два года объемы пресеченных контрабандных поставок различных товаров и грузов здесь составили 43% от всей задержанной погранорганами контрабанды по всему периметру госграницы»,
— сказал представитель ФСБ. А в самом Казахстане боятся наплыва российской оргпреступности. Тем более что лидеры казахстанских группировок давно уже арестованы или ликвидированы, уверен заместитель председателя Комитета криминальной полиции МВД Республики Казахстан Бекет Аймагамбетов. Спасает лишь то, что от российских коллег постоянно поступает информация о возможных преступлениях и подозрительных контрактах.
К примеру, российское МВД сообщило коллегам из Казахстана о предполагаемом выкупе одного из алма-атинских вещевых рынков членами ОПГ, которая ранее контролировала Черкизовский рынок в Москве.
Похоже, совершить сделку москвичам не дали.
Появление в новоиспеченном Таможенном союзе новых преступных схем с участием бизнес-структур двух и более стран неизбежно, согласен министр внутренних дел Белоруссии Анатолий Кулешов. «Нельзя недооценивать возможные угрозы экономикам стран союза со стороны преступного мира», — предупредил Кулешов.
Уже сейчас Белоруссия недополучает в бюджет внушительные суммы денег в виде таможенных и налоговых отчислений из-за вовлечения в экономический оборот товаров третьих стран, незаконно ввезенных на ее территорию,
полагает глава МВД Белоруссии. Белорусское МВД обеспокоено еще и тем, что заметно активизировался нелегальный вывоз изделий, содержащих драгоценные и дорогостоящие редкоземельные и цветные металлы с территории стран Таможенного союза для реализации на территории Евросоюза.
У белорусской стороны, как всегда, оказалось больше всех претензий к ТС. Например, заместитель председателя Государственного таможенного комитета Белоруссии Василий Дементей считает, что организация работы белорусской таможни «на порядок выше российской и казахстанской». А Российская Федерация — это «необъятный край». «И как ввезется товар где-то на Дальнем Востоке, будет он там нормально растаможен или не будет нормально растаможен, а потом ввезен в Беларусь — нам пока сложно проконтролировать», — заявил зампред ГТК Белоруссии. По его данным,
за 2009 год в Россию было ввезено из Китая одних только бытовых товаров на $6,6 млрд, а растаможено в России только на $500 млн. Остальное осталось незадекларированным и, видимо, ушло по контрабандным каналам мимо бюджетов трех стран.
Эксперты разделяют опасения правоохранительных органов по поводу недобора таможенных платежей в бюджет из-за роста теневого оборота. Для вывода товаров из декларирования на границе криминалитет уже вовсю начал использовать несовершенство Таможенного кодекса, вступившего в силу с 6 июля. Лазейки в законодательстве имеются, например, при ввозе автомобилей из Европы в Белоруссию. «В Белоруссии ввозные пошлины на иномарки ниже российских, что могут использовать криминальные структуры для ввоза иномарок на территорию России через Белоруссию», — говорит директор департамента Due Diligence НКГ «2К Аудит — Деловые консультации»/Morison International Александр Шток.
Наверняка, криминальные структуры постараются обойти и запрет на ввоз в Россию грузинских и молдавских вин, которые импортируют Белоруссия и Казахстан.
«Таможенный союз фактически позволяет использовать ранее налаженный криминальный канал для ввоза товаров на территорию сразу трех государств. Это открывает новые возможности для развития сотрудничества между криминальными группировками разных стран», — иронизирует Шток. По оценке экспертов, теневой оборот составляет более 30% от легального.
Сейчас легальный и нелегальный бизнес, завязанный на импорте-экспорте, фактически взял тайм аут, внешнеэкономическая деятельность сократилась. Все присматриваются, как начнет функционировать Таможенный союз. Но уже сейчас можно прогнозировать, что наибольшие риски с точки зрения пополнения бюджета представляют товары народного потребления (одежда, обувь, игрушки, электроника), которые поступают из Китая через Казахстан, полагают в холдинговой компании «Транссертико». «Действительно, наиболее слабый контроль сейчас на участке границы Казахстана и соседнего Китая. Привезли из Китая, например, партию курток, пришили к ним в Казахстане пуговицы и далее товар поступает в Россию уже как казахский, соответственно, пошлины будут меньше или вообще нулевые на некоторые группы товаров», — поясняют эксперты «Транссертико».
Как бы ни жаловалась Белоруссия, несовершенство законодательства ТС больнее всего из трех стран ударит по России, потому что у нас самый емкий и платежеспособный рынок, в России проживают 140 млн человек, а в Белоруссии 9 миллионов, в Казахстане порядка 15 миллионов, поясня'т эксперты. А Белоруссия и в первую очередь Казахстан, граничащий с Китаем, интересны только как транзитные страны.
Другая прорблема - времени на вступление в силу таможенного законодательства было отпущено крайне мало, и сейчас власти, пытаясь как-то отрегулировать ситуацию, шарахаются из одной крайности в другую. Когда Таможенный союз только начал функционировать, российские таможенники, из-за того что российские нормы жестче, чем в других двух странах, фактически парализовали работу той же российско-казахстанской границы, а с 18 августа пограничников обязали безраздельно доверять участникам внешнеторговой деятельности - комиссия Таможенного союза распорядилась, что для прохождения товара внутри Таможенного союза бизнесу теперь достаточно иметь стандартные коммерческие договоры между двумя компаниями и сопроводительные документы на товар.