Российскому законодательству нужно стать более прозрачным и либеральным в условиях Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. С таким призывом обратился в понедельник президент Медведев к участникам совещания в Сочи по вопросам инвестиционного климата в России.
«Издержки, связанные с пересечением таможенной границы, подчас носят непредсказуемый характер и приводят к отказу от размещения в России новых производств», — заявил Медведев. Он считает, что эти проблемы затрагивают не только западных, но и отечественных производителей, включая потенциальных экспортеров высокотехнологичной продукции.
Таможенный союз — это не только налаживание «кооперационных связей», но и «часть конкуренции, борьбы за экономического оператора», предупредил президент: неоправданно тяжелое финансовое бремя экспортных процедур, неадекватные сроки оформления поставок, запутанный механизм экспортного и валютного контроля — все это ставит Россию в очень сложные условия. «Мы просто проигрываем по отношению к нашим конкурентам», — переживает глава государства.
Для России это новая ситуация, и ее невозможно разрешить запретительными мерами, поскольку операторы внешнеэкономической деятельности неизбежно будут стремиться туда, где таможенные процедуры более понятны и более прозрачны и где финансовая нагрузка, связанная с их прохождением, менее обременительна.
И если Россия проиграет Белоруссии и Казахстану в конкурентной борьбе по созданию выгодных условий для участников внешнеэкономиечской деятельности, то пенять будет не на кого, только на самих себя, потому что нас никто палкой не загонял в Таможенный союз, отметил президент.
Россия действительно проигрывает своим партнерам по Таможенному союзу в том, что касается таможенных процедур, подтвердила министр экономического развития Эльвира Набиуллина. Специально к совещанию были проанализированы различные международные рейтинги по итогам 2009 года, касающиеся таможенного администрирования, сообщила она: по оценке простоты таможенных процедур Россия находится на 140-м месте из 183 стран.
Затем Набиуллина привела результаты опроса, проведенного в России одним из японских банков, по восприятию инвесторами процедур таможенного администрирования. «Мы единственная страна, где в 2009 году ухудшилась ситуация, в остальных странах шло улучшение», — отметила министр.
А опрос Всемирного банка, который проводил исследование 15 наиболее инвестиционно привлекательных стран, показал, что Россия имеет самую низкую оценку таможенного администрирования: по пятибалльной шкале — второе место. «При этом Казахстан, который был хуже нас, в 2009 году стал лучше», — добавила министр.
Что касается такого параметра, как частота физического досмотра груза, то в России ему подвергается около 44% груза, а около 10% досматривается более одного раза, сообщила министр. При этом в США досматривается лишь 3%, в Германии — также 3%, а в Великобритании — 2%. А среднее количество документов, которое требуется в России для экспорта, составляет 8, для импорта — 13. «По другим странам в среднем: для экспорта — 4 документа, для импорта — 6», — сказала министр.
Россия занимает 98-е место из 119 по срокам прохождения таможенной очистки без физического досмотра и 103-е из 119 с досмотром, уточнила глава Минэкономразвития.
По ее данным, «экономические операторы теряют до пяти дней на проверку и оформление груза, причем это без учета дороги». И в этом плане Россия «значительно проигрывает и Казахстану, и Белоруссии», подтвердила она.
Власти надеются, что большую часть проблем, связанных с таможенным администрированием, решит закон о таможенном регулировании в России. Он был принят Госдумой в первом чтении в весеннюю сессию. В трех чтениях закон может быть принят уже в сентябре и вступит в силу с 1 октября, сообщила Набиуллина.
Формально Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана начал действовать с 1 января 2010 года. С 1 июля экономические отношения между Россией и Казахстаном регулируются единым Таможенным кодексом, с 4 июля к Таможенному союзу подключилась и Белоруссия. Но о полноценном союзе и единой таможенной территории трех стран можно будет лишь после ратификации Россией закона о таможенном регулировании и принятия еще почти двух десятков подзаконных актов на уровне правительства и таможенной службы. Затем предстоит унифицировать техническое регулирование и к 1 января 2012 года запустить в действие единые технические регламенты, единые принципы санитарного, ветеринарного и других видов контроля.
Неразбериху на границах Таможенного союза эксперта объясняют тем, что создавался тройственный союз в спешке, по политическим соображениям и в итоге оказался неработоспособным. «Российские власти попытались доказать, что способны противостоять центробежным силам на постсоветском пространстве, способны контролировать хотя бы часть территории бывшего Советского Союза, но толком не подготовили эту акцию», — говорит директор департамента стратегического анализа, партнер компании ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов) Игорь Николаев.
Если Россия на своей части границы Таможенного союза не сумеет создать комфортные условия ведения бизнеса, участники ВЭД действительно предпочтут «переходить границу» в Казахстане или Белоруссии. «За счет этого может сократиться объем экспорта-импорта именно через российскую таможню», — полагает директор департамента Due Diligence НКГ «2К Аудит — Деловые консультации»/Morison International Александр Шток.
В рамках Таможенного союза импортеры смогут выходить на российский рынок через свои дочерние компании-резиденты в Казахстане и Белоруссии, поясняет начальник отдела таможенных услуг логистической компании AsstrA AG Михаил Козлов. Но для России риски будут минимальными, если будут, считает он. Так, в случае продажи товара на российский рынок через белорусский основные сборы от платежей, приблизительно 85%, будут перераспределены в Россию. Для контроля такого потока грузов предусмотрена процедура статистического декларирования, которая уже работает в случае с Белоруссией. В Казахстане НДС составляет 12%, и при провозе товара в Россию импортеру будет нужно доплатить 6%. Хотя есть риск завоза товара без доплаты НДС, если процесс не контролировать.
«Теоретически ввозить через Казахстан или Белоруссию, может быть, и легче, но на практике существенных изменений товарных потоков не произойдет, несмотря на более простой таможенный режим в Белоруссии и Казахстане», — полагает руководитель отдела маркетинга и аналитических исследований компании Brunswick Rail Дмитрий Бовыкин.
Выход к морю есть только у России, поэтому экспорт через Казахстан и Белоруссию сложнее с точки зрения логистики.
Вообще риски перетекания товаропотоков из России в Белоруссию и Казахстан не столь существенны, соглашается партнер компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры», генерал-майор таможенной службы в отставке Галина Баландина. Но проблема в том, что внутри Таможенного союза должны быть равные условия ведения бизнеса. И они не должны быть обременительными. «Иначе в Белоруссии или Казахстане бизнес будет развиваться успешнее, чем в России. Особенно, если производство ориентировано на иностранные сырьевые материалы, инвестор предпочтет создавать его в Белоруссии или Казахстане», — говорит Баландина.