Катастрофа в Мексиканском заливе заставляет мировую общественность принимать защитные меры. В четверг стало известно, что Евросоюз намерен запретить глубоководное бурение в Средиземном море: об этом сообщил комиссар ЕС по энергетике Гюнтер Эттингер. Он подчеркнул, что в настоящее время не существует международных конвенций по стандартам безопасности на морских буровых платформах и
Евросоюз должен приступить к выработке собственных стандартов бурения на средиземноморском шельфе. И до утверждения этих стандартов бурение будет запрещено.
Еврокомиссар по экологии Янез Поточник добавил, что в первую очередь необходимо четко определить объем ответственности владельцев буровых платформ. По его словам, принцип «производитель платит за ликвидацию последствий любых инцидентов» должен быть распространен и на нейтральные воды (сейчас он действует только для территориальных вод).
Но Европа озабочена не только экологией Средиземного моря. Издание The Guardian сообщает, что
британское правительство просит Россию отложить работы по поиску нефти и газа в рамках шельфовых проектов Сахалина, так как они угрожают редкой популяции серых китов. К просьбе Великобритании присоединились еще 11 стран, включая Германию, Францию и США.
В письме британского правительства речь идет только о «Роснефти», хотя на Сахалине работает и «Газпром».
Возможно, британцы учли, что в 2007 году экологи уже предъявляли претензии «Газпрому» из-за тех же серых китов: вторая буровая платформа Пильтун-Астохского месторождения строилась в местах летних «пастбищ» млекопитающих. Однако монополии удалось решить вопрос, предприняв все требуемые меры безопасности.
Как поведет себя «Роснефть», пока неясно: в компании ситуацию пока не комментируют. Но эксперты полагают, что «Роснефть» не будет откладывать проект. «Возможно, усилят надзор, пригласят чиновника из Минприроды для более четкого мониторинга, чтобы успокоить Запад, но и только», — полагает Вячеслав Буньков из ИК «Атон».
А в США, которые сильнее всех пострадали от аварии в Мексиканском заливе, уже ввели запрет не только на глубоководные работы на шельфе (по американским стандартам, это работы на глубине более 500 футов, то есть 152 метров), но и на бурение на мелководье. Правда американцы запретили не всякое бурение: мораторий касается лишь тех случаев, когда применяется «придонное и надводное противовыбросовое оборудование, установленное на плавучих платформах». Иными словами, именно такое оборудование, какое использовала British Petroleum и которое не смогло предотвратить разлив нефти в Мексиканском заливе. «Бурение, использующее другие технологии, не представляющие схожего типа и уровня рисков, мораторий не охватывает», — подчеркнул министр внутренних дел США Кен Салазар. Действие запрета продлится до 30 ноября текущего года.
В перспективе все принятые меры могут подтолкнуть нефтяные цены вверх.
«Новые технологии, призванные обеспечить безопасность добычи, сделают шельфовую добычу более затратной,
— говорит Буньков. – Например, сейчас обсуждается применение технологии дистанционного отключения платформ, а это миллионы долларов для каждой установки». Вкупе с ужесточением экологических требований это может заставить нефтяников отказаться от ряда проектов, так как те станут менее рентабельными.
Впрочем, пока проекты вполне можно позволить замораживать: кризис затянулся, ажиотажного спроса на нефть нет, цена барреля стабильна и далека от рекордной, говорит эксперт, а если нефтяные котировки поднимутся до докризисного уровня (рекорд был $147,5 за баррель), обо всех экологических рисках забудут и будут бурить несмотря ни на что.