Российский инвестиционный фонд Digital Sky Technologies (DST), совладельцем которого является Алишер Усманов, закрыл сделку по приобретению сервиса мгновенных сообщений ICQ у корпорации AOL, говорится в сообщении фонда.
DST заплатил за «аську» $187,5 млн. Это меньше того, во сколько ICQ обошлась самой AOL в 1998 году — порядка $300 млн. «Покупка ICQ означает стратегическое расширение нашего бизнеса в России и Восточной Европе», — говорил ранее глава Digital Sky Technologies Юрий Мильнер. По его словам, эта сделка представляет «привлекательные возможности для дальнейшего укрепления позиций в регионе».
DST был основным претендентом на покупку, но не единственным.
Кроме него приобрести «аську» хотел холдинг «Профмедиа» Владимира Потанина, а также китайская компания Tencent, владеющая крупнейшей в Китае сетью мгновенных сообщений QQ, которая вместо этого в апреле приобрела 10,26% DST за $300 млн.
«ICQ — это актив, который в последнее время не очень вписывается в профиль AOL, и американцы давно хотели от него избавиться», — объясняет аналитик AC&M Александр Шатиков. AOL объявила о таком желании еще в конце прошлого года. Но цена была слишком высока: называлась сумма в $300 млн. DST, наоборот, активно интересуется активами, связанными с социальными сетями, и ICQ — это логичное приобретение, добавляет Шатиков. Решающим шагом, считает аналитик, стало вхождение в состав акционеров DST китайской компании Tencent, которая тоже активно интересовалась покупкой мессиджера. Сделка прошла в рамках реструктуризации AOL на фоне весьма негативных показателей положения дел в компании: первый квартал AOL закончила падением чистой прибыли на 58% и выручки на 23% в годовом исчислении.
Сделке не смогли помешать даже возражения американцев.
В июне правоохранительные органы США высказывались против продажи ICQ российскому DST. Свои опасения следователи обосновали тем, что «аська», как лидирующий сервис по передаче мгновенных сообщений в России, Германии и Чехии, популярна среди криминальных групп Восточной Европы.
Однако Комитет по иностранным инвестициям США (CFIUS), который может принимать решения о блокировании сделок по соображениям национальной безопасности, за отведенный для этого месяц возражений против покупки ICQ не высказал.
Покупка может окупиться достаточно скоро, считают эксперты. Популярность «аськи» в России не только не уменьшается, но даже растет, несмотря на то что с мессиджером конкурируют Skype и некоторые другие системы передачи данных. По прогнозам экспертов,
ежемесячная аудитория сервиса в России в 2010 году вырастет примерно на 4 млн пользователей с 18,5 млн в 2009 году. Ежедневно мессиджером пользовались около 9 млн россиян, отправлявших порядка 700 млн сообщений.
Ежемесячная аудитория ICQ в целом в мире в прошлом году составляла 42 млн. Аудитория ICQ охватывает 223 страны. Помимо России крупнейшими рынками компании являются Германия (около 8 млн пользователей в месяц в 2009 году) и Чехия (около 2 млн пользователей). Сегодня ICQ доступна на 16 языках.