Федеральное правительство пытается призвать к ответу московское власти. «Разобраться с московскими коллегами» в четверг попросил премьер Владимир Путин – вице премьер Сергей Иванов приступил к выполнению поручения. «Еще вчера вечером, перед отлетом в Норильск, я переговорил с мэром Москвы Юрием Лужковым, потому что автомобильный путепровод над железнодорожными путями принадлежит городу Москве и он действительно находится в аварийном состоянии», — недвусмысленно дал понять, кто виноват в транспортном коллапсе, вице-премьер. «Самое главное, меня (наверное, как и всех) интересует, почему работа была начата в пик авиаперевозок. Ведь давно, если не сказать несколько лет, известно о том, что этот путепровод находится в аварийном состоянии. Почему весной, зимой или осенью не проводились эти работы, а начались в начале июля, когда у нас пик автомобильного движения и авиаперевозок. А Шереметьево действительно оказалось в блокаде», — высказался Иванов. Что ответил ему столичный градоначальник, вице-премьер не сообщил.
Отвечать за убытки и имиджевые потери компаний, пострадавших от транспортного коллапса, кому-то все равно придется. Затор на Ленинградке, случившийся из-за ремонта путепровода, заставил практически все транспортные компании изменить графики работы и маршруты движения. Дорожные перевозчики уже посчитали, что эффективность курьерской доставки, к примеру, сократилась на 20%. «Для нас аэропорт Шереметьево является ключевым: именно оттуда обслуживающий нашу сеть чартер летает 6 раз в неделю. Теперь мы стараемся на Ленинградку не выезжать, если знаем, что там затруднено движение, — рассказал директор по операционной деятельности DHL Express в странах СНГ и Юго-Восточной Европы Юрий Шевченко. — Объезжаем пробку через Химки и дороги, проходящие через деревни и прилегающие поселки: это удлиняет путь примерно на 15 минут, но зато есть возможность не стоять».
В крупные розничные центры, расположенные вблизи Ленинградки на выезде из Москвы, едва ли не на треть уменьшился поток покупателей.
«Сейчас мы вынуждены экстренно прорабатывать способы дополнительного информирования наших посетителей о существующих путях проезда к МЕГА, прилагаем все усилия к тому, чтобы наши автобусы курсировали с минимальным отклонением от графика, а часы работы центра в субботу продлены до полуночи», — сообщила директор по связям с общественностью и корпоративным коммуникациям ИКЕА в России и СНГ Оксана Белайчук.
Пробки сказалось и на снабжении жителей Подмосковья продуктами. «Чтобы обеспечить продовольствием и прочим население города, многие торговые сети закупаются на базах в Москве, а грузовое движение через эстакаду на 24-м км по-прежнему запрещено», — цитирует РИА «Новости» замглавы Солнечногорского района Михаила Смиренского.
«Машины с продовольствием стоят на жаре 4–5 часов, а ведь только у больших сетей есть рефрижераторы»,
— добавил он. Похожие проблемы испытывает и Зеленоград.
Туристы, планирующие отправиться на отдых через Шереметьево, по возможности стараются отложить вылет. «Некоторые наши пассажиры предпочитают дождаться разрешения транспортной проблемы, нежели рисковать и выезжать в аэропорт, путь до которого может занять непредсказуемое количество времени», — рассказал «Газете.Ru» генеральный директор STAR Travel Борис Самарянов. И в общем-то правильно делают, поскольку страховка от невыезда в России не покрывает подобного рода риски. Страховщик компенсирует затраты на поездку разве только в случае болезни (смерти), невыдачи визы, призыва в армию или вызова в суд, говорит начальник отдела страхования путешествующих компании «Альфастрахование» Юлия Колышева.
Не приходится рассчитывать на какие-то страховые выплаты и бизнесу, оказавшемуся в убытках из-за перекрытия трассы.
Ущерб, причиненный в результате распоряжения властей, обычно является исключением из страхового покрытия.
«Риски неполучения прибыли в России являются экзотикой. Даже очевидные риски, как то пожар, кража, не всегда бывают застрахованными, не говоря уже о таких», — прокомментировал ситуацию гендиректор СГ «Межрегионгарант» Евгений Потапов.
Самые большие потери среди перевозчиков у базовой авиакомпании Шереметьево — «Аэрофлота». Только в понедельник она потеряла на этом 700 тысяч евро, 1300 пассажиров опоздали на самолеты, тогда как ежедневно из-за транспортного коллапса на Ленинградском шоссе авиакомпания теряет 400 тыс. евро. Основная претензия перевозчика к властям, как и у руководства Шереметьево, связана с тем, что его не уведомили о ремонтных работах в срок. Но в пятницу компания сообщила о нормализации ситуации. «Наши сотрудники доехали из города за 35 минут, — говорит пресс-секретарь компании Ирина Данненберг. — Да и пассажиры уже не опаздывают на рейсы».
Ни о каких исках к московскому правительству, перекрывшему движение на Ленинграде, в «Аэрофлоте» не говорят. «Вулкан же нам никто не компенсировал», — вспоминает Данненберг.
В компании «Авианова», также выполняющей рейсы из Шереметьево, уверяют, что, несмотря на задержки рейсов, финансовых убытков не получили. Правда при этом гендиректор авиакомпании Горбунов говорит, что компания понесла имиджевые убытки. «Пассажиры возмущаются тем, что аэропорт стал отрезанным этим транспортным коллапсом», — сказал Горбунов. Но о своих претензиях на компенсации авиакомпания не заявляет. Не собирается перевозчик и менять аэропорт базирования. «Смысла ссориться с Шереметьево у авиакомпаний нет: аэропорт тут ни при чем, — говорит источник «Газеты.Ru» в авиационных кругах. – Еще меньше желания судиться с московским правительством. Любая компания в городе и области находится в зависимости от чиновников. Да и ремонт рано или поздно закончится».
Подавать в суд на мэра Москвы не собирается и Шереметьево, хотя гендиректор аэропорта публично обвинил московские власти в злом умысле.
«Наша задача была привлечь внимание общественности, прокуратуры и ФАС, чтобы люди понимали, что виноват на самом деле не аэропорт», — говорит пресс-секретарь аэропорта Шереметьево Анна Захаренкова.
Если какая компания и заявляет сегодня о своих возможных претензиях к виновникам коллапса, то делает это весьма осторожно. Так, представители компании ИКЕА заявили, что пока администрация «МЕГА Химки» планирует обратиться за разъяснением сложившейся ситуации к органам власти, не исключая в дальнейшем судебного разбирательства, если будет такая необходимость.
По мнению руководителя аналитического агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева,
к московскому правительству исков со стороны компаний скорее всего не будет, пока прокуратура не признает чиновников виновными.
«Если это недоработка чиновников, то виноватых не найдут и ни о каких компенсациях речь не пойдет, — считает Пантелеев. – Но если в этих действиях найдут злой умысел и он будет доказан (в чем я сильно сомневаюсь), то не только можно подавать на компенсации — чиновники должны понести персональную ответственность».
Если и подавать в суд, то начинать надо все равно с той структуры, за которой закреплен этот участок дороги, говорят юристы. Как правило, это какая-то строительная или ремонтная фирма. «В ситуации с Лениградкой такого подрядчика еще нужно найти: как я понимаю, он шифруется», – говорит юрист Юрий Карягин. К тому же подрядчик может не признать вины, указав, что действовал по распоряжению. «Тогда можно попытаться «подтащить» московское правительство в качестве ответчика, — полагает Карягин. – Хотя, как я понимаю, московское правительство открещивается от того, что давало какие-либо распоряжения». По мнению юриста, компании не столько боятся судиться с московским правительством, сколько ждут первых исков от таких же пострадавших, как они. «Дело это непростое: надо еще доказать, что у вас был «провал» в выручке», — говорит Карягин.