«Роснефть» будет работать вместе с Chevron. В четверг было подписано соглашение о промежуточном финансировании, согласно которому российская и американская компания будут совместно разрабатывать Западно-Черноморский лицензионный участок, который расположен на шельфе Черного моря и включает в себя вал Шатского.
Документ подписали глава «Роснефти» Сергей Богданчиков и председатель совета директоров Chevron Джон Уотсон в присутствии премьер-министра Владимира Путина и вице-премьера Игоря Сечина. По словам Сечина, первоначальные инвестиции в геологоразведку могут составить $1 млрд, а вот добыча потребует гораздо более серьезных вложений — 1 трлн рублей (более $32 млрд). Партнеры создадут операционную компанию, которая будет зарегистрирована в России, начальные этапы геологоразведочных работ, включая сейсмологические исследования и разведочное бурение, будет финансировать Chevron, говорится в официальном сообщении «Роснефти». Собственно бурение должно начаться в конце следующего года.
На сегодняшний день это самый дорогой проект, признают эксперты. «Это обусловлено спецификой работ на шельфе, они всегда значительно дороже, чем на суше. При этом существуют риски дополнительных затрат: может получиться так, что в пробуренной скважине нефти не окажется и придется бурить новую», — говорит старший аналитик ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Виктор Марков. Есть и конъюнктурные риски:
шельфовая добыча рентабельна лишь при цене барреля в $70—80 (сейчас мировая цена — $78).
Вал Шатского — это бывший актив ЮКОСа, приобретенный «Роснефтью» в ходе банкротства компании в 2007 году. Площадь участка составляет 8,6 тыс. квадратных километров, на которых располагаются 10 потенциальных структур. Запасы оцениваются в 860 млн тонн. «Это достаточно крупные запасы, — комментирует Марков. —
Если учесть, что «Роснефть» добывает около 110 млн тонн в год, вала Шатского хватит примерно на 20 лет разработки».
Владимир Путин выразил надежду, что «работа будет осуществляться на высоком уровне, с соблюдением всех экологических стандартов», на что Джон Уотсон заверил российского премьера, что будут приняты все необходимые меры.
Работа на валу Шатского будет сопряжена со сложностями. Глубина участка составляет около 1 км (сравнимо с Мексиканским заливом: глубина на месте катастрофы — 1,5 км). А авария в Мексиканском заливе заставляет с опаской относиться к любой работе на шельфе.
Очевидно, поэтому «Роснефть» и пригласила Chevron. У этой компании большой опыт шельфовых работ, она владеет необходимыми технологиями.
Джон Уотсон признал, что реализация проекта связана с большими геологическими рисками и значительными затратами и поэтому российское правительство «могло бы рассмотреть предложения по снижению налоговой нагрузки». Путин ответил, что такая ситуация ставит перед властями задачи по поддержке подобных проектов.
Правительство пойдет на предоставление налоговых преференций, считает аналитик ИК «Галлион Капитал» Дмитрий Макаров. «Проект очень капиталоемкий, а, скажем, для Ванкорского месторождения, в которое «Роснефть» уже вложила $8—9 млрд, налоговые послабления были сделаны, — напоминает эксперт. — Вероятно, будет введена льготная пошлина по модели пошлин для месторождений Восточной Сибири».