Правоохранительные органы США высказались против продажи ICQ российскому инвестиционному фонду Digital Sky Technologies (DST), пишет Financial Times. Свои опасения следователи обосновали тем, что «аська», как лидирующий сервис по передаче мгновенных сообщений в России, Германии и Чехии, популярна среди криминальных групп Восточной Европы.
Главный офис ICQ, созданной в 1996 году израильской компанией Mirabilis, остался в Израиле после продажи «аськи» 12 лет назад американской AOL. Израиль и США являются союзниками, и американские следователи в отдельных случаях получали доступ к расшифровкам переговоров, которые вели в ICQ подозреваемые в различных преступлениях, отмечает издание. Теперь американцы боятся, что при переезде сервера ICQ в Россию доступ к данным будет усложнен.
Свои опасения правоохранительные органы США передали в комитет по иностранным инвестициям США (CFIUS). Он имеет право заблокировать сделку, если есть угроза национальной безопасности страны.
У регулятора есть 30 дней после получения уведомления о сделке, чтобы сообщить о своем намерении изучить ее более детально. Однако, по словам партнера DST Александра Тамаса, с момента объявления о сделке, которое произошло 28 апреля, 30 дней уже прошло, но никаких уведомлений от CFIUS фонд не получал.
Хотя 30 дней, отведенные на блокирование сделки, прошли, говорить уверенно о том, что американцы ее не запретят, нельзя, признают эксперты. Как показывает опыт, в случаях, когда на кону стоят политические и бизнес-интересы США, правила могут быть легко нарушены, особенно в отношении иностранных компаний, а тем более российских,
отмечает аналитик ИК «Финам» Татьяна Менькова. «Также на DST может быть продолжено давление с целью вынудить компанию оставить серверы в Израиле», — предполагает эксперт. Хотя, по ее словам, переезд серверов в Россию не помешал бы американцам по запросу получать необходимую информацию, если речь идет действительно о борьбе с международной преступностью. «Но, скорее всего, американцев интересует в большей степени не переписка европейских преступников, борьба с которыми — дело европейских правоохранителей, а возможность использовать серверы в целях сбора шпионской информации и политической слежки», — отмечает Менькова.
С другой стороны, муссирование информации о том, что серверы использовались для вторжения в частную жизнь пользователей, несомненно, побудит тех, кому действительно есть что скрывать, использовать альтернативные каналы. «Так или иначе, вся эта история окажет негативное воздействие на популярность купленного DST сервиса», — заключает Менькова.
Финальное закрытие сделки ожидается в третьем квартале текущего года. О том, что AOL решила расстаться с ICQ, стало известно в ноябре прошлого года. В апреле 2010 года компания достигла договоренности о продаже сервиса российскому DST, совладельцем которого является Алишер Усманов. Сделка прошла в рамках реструктуризации AOL на фоне весьма негативных показателей положения дел в компании: первый квартал AOL закончила падением чистой прибыли на 58% и выручки на 23% в годовом исчислении. «Мы принимаем решение о продаже ICQ не с целью оптимизации в краткосрочной перспективе, а чтобы сфокусироваться на долгосрочной», — прокомментировал сделку исполнительный директор AOL Тим Армстронг.
DST заплатила за «аську» $187,5 млн. Это меньше того, во сколько ICQ обошлась самой AOL в 1998 году — порядка $300 млн. «Покупка ICQ означает стратегическое расширение нашего бизнеса в России и Восточной Европе. У ICQ мощный бренд и лояльная база клиентов. Это сделка — очень привлекательная возможность для дальнейшего укрепления наших позиций в регионе», — говорил тогда глава Digital Sky Technologies Юрий Мильнер. «У DST очень сильные позиции в том регионе, где у ICQ больше всего пользователей, поэтому выбор партнера логичен», — отмечал Армстронг из AOL. DST был основным претендентом на покупку, но не единственным. Кроме него завладеть «аськой» хотел холдинг «Профмедиа» Владимира Потанина, а также китайская компания Tencent, владеющая крупнейшей в Китае сетью мгновенных сообщений QQ. Позже Tencent решила приобрести 10,26% DST за $300 млн.