В последние дни в правительстве шли интенсивные консультации с металлургами и потребителями их продукции. «В результате взаимопонимание достигнуто, а возникшие разногласия урегулированы», — поделился успехами в понедельник на совещании по ценообразованию и тарифам премьер Владимир Путин.
«Не могли проскочить мимо незамеченными планы ряда крупных металлургических компаний существенно увеличить цену на продукцию для отечественных потребителей. По нашему мнению, серьезных оснований для таких действий не имеется», — обрисовал ситуацию Путин.
Не так давно металлурги предупредили автопроизводителей, что с 1 июля отпускные цены на металл для автозаводов вырастут на 10–30%. Соответствующие уведомления получили крупнейшие российские автопроизводители, в том числе «АвтоВАЗ», «КамАЗ», «Соллерс», «Группа ГАЗ». Перед фактом повышения цен поставил своих потребителей Evraz: для РЖД цена на металл с февраля выросла на 20%, для «Уралвагонзавода» за последние месяцы на 30–40%. Обе компании пожаловалась в Минэкономразвития и Минпромторг. Против Evraz возбудила дело ФАС.
«Да, цены мирового рынка сейчас выше, чем полгода или год назад. Но даже с учетом этого
одномоментное повышение цен для внутренних потребителей на 25–30% выходит за рамки нормальной экономической логики. Да и не можем мы позволить себе в данный момент такие скачки, ориентируясь только на мировой рынок», — заявил Путин.
По его мнению, «за такими шагами явно стояло бы субъективное желание отыграть понесенные в кризис потери». Премьер отметил, что «у правительства более широкая ответственность — за всю экономику, и вы должны понять нас». «Сделать это (одномоментное поднять цены для внутренних потребителей), что называется, одним ударом, не задумываясь о последствиях для остальных участников национального рынка — для автопрома, железнодорожников, нефтяников, ЖКХ и других, — это опасно и необоснованно», — подчеркнул Путин.
По мнению премьера, крупнейшие потребители и производители металла могли бы вернуться к практике долгосрочных контрактов «с заранее определенной формулой цен, что исключило бы возможность их скачкообразного роста».
Увещевания Путина довольно быстро подействовали на металлургов. Так, «Северсталь» отгрузит «АвтоВАЗу» 10 тысяч тонн проката сверх изначально согласованных обязательств, что позволит обеспечить бесперебойную работу прессового производства и выполнение производственной программы автозавода.
Цены на продукцию металлургических компаний для автопрома могут быть повышены на 22%, заявил гендиректор «Ростехнологий», крупного акционера «АвтоВАЗа», Сергей Чемезов. Он напомнил, что угроза остановки производства возникла, когда металлурги подняли цены на свою продукцию с 1 июня на 30%,
в то время как формула цены предполагала увеличение не больше, чем на 17%. «Мы понимаем, что у металлургов есть определенные сложности, поэтому мы пошли на такое повышение цен», — сказал глава «Ростехнологий».
«Цены будут установлены на достигнутом компромиссном уровне», — подтвердил «Газете.Ru» представитель «Северстали» Олег Быков. Далее цены будут пересматриваться в соответствии с методикой расчета, закрепленной годовым соглашением, добавил он.
Еще раньше договориться с Evraz удалось РЖД. «У нас c ними все нормально», — рассказали «Газете.Ru» в пресс-службе РЖД. Правда, какое именно соглашение было заключено, в пресс-службе сказать не смогли.
Источник «Газеты.Ru» в самой Evraz достигнутый компромисс с РЖД прокомментировал так: «Я не могу представить договоренность с премьер-министром, которая бы нас не удовлетворила».
«Долгосрочные контракты — это хорошо, но в целом даже вмешательство премьера вряд ли позволит избежать скачкообразного роста цен», — говорит аналитик БКС по металлу и углю Олег Петропавловский. По его словам, внутренний и внешний рынки сырья почти непредсказуемы, и объяснить рост цен металлурги смогут: в контракте будет указана формула цены.
«Металлурги не просто так повышают цены ради сверхприбыли. Компаниям необходимо сохранять уровень капвложений, чтобы продолжить модернизацию, — говорит эксперт. — Если и дальше продолжится ручное управлением металлургами, то через 3–5 лет это может привести к износу мощностей и серьезному отставанию наших компаний в мире. Тогда Путину придется думать о субсидировании их развития или признать их неэффективными собственниками».