В среду Госдума одобрит во втором чтении поправки в закон «О приватизации государственного и муниципального имущества». Никакого сомнения в том, что поправки одобрят, нет, так как комитет Госдумы по собственности согласовал их с правительством. Предлагается наделить правительство правом, во-первых,
поручать продажу конкретных объектов федерального имущества не Федеральному агентству по управлению госимуществом, а иным юридическим лицам ― инвестиционным банкам, биржам.
Во-вторых, предлагается наделить правительство правом осуществлять продажу объектов федерального имущества вне конкурса, в частности, путем организации IPO.
«Например, правительство принимает решение продать пакет акций судоходной компании стратегическому инветсору с условием, что последний вложит определенные средства не только в судоходную компанию, но и в инфраструктуру порта, например в причальные стенки, являющиеся федеральной собственностью и не подлежащие приватизации»,
― поясняет председатель комитета Госдумы по собственности Виктор Плескачевский.
В-третьих,
уточняется процедура проведения аукциона с понижением цены для низко ликвидного имущества.
«По действующему закону, если объект не продавался, то аукцион по данному объекту признавался несостоявшимся, бюджет не только не пополнялся, а даже нес потери, так как проведенная оценка имущества ― удовольствие дорогое», ― поясняет депутат.
И, наконец, последнее существенное новшество ― это
снижение задатка для участия в торгах с нынешних 20% до 10% от стоимости имущества. Снизив задаток, власти рассчитывают тем самым привлечь к приватизации малый и средний бизнес.
Эти поправки полностью поддержаны профильным комитетом Госдумы по собственности. Цель поправок ― «расширение инструментария приватизации государственного и муниципального имущества».
Эти новации необходимым для коренного изменения сложившейся ситуации с продажами федерального имущества, пояснил «Газете.Ru» директор Департамента имущественных отношений Минэкономразвития России Алексей Уваров. Действующий закон о приватизации был принят еще в 2001 году, и отдельные его положения уже не отвечают современным требованиям. «Теперь появляются условия для расширения информационного сопровождения приватизации, упрощение доступа к приватизации субъектов малого и среднего предпринимательства. Мы перейдем на среднесрочное планирование приватизации федерального имущества», ― говорит Уваров.
По его словам, наиболее важное новшество ― изменение системы организации продаж. «Это возможность привлечения по отдельным решениям правительства негосударственных продавцов, проведение продаж в электронной форме, а также оптимизация такого способа приватизации, как продажа посредством публичного предложения», ― полагает представитель МЭР.
Напомним, в прошлом месяце депутаты уже приняли в первом чтении ряд поправок, существенно либерализующих действующий закон о приватизации. В частности, была принята норма, позволяющая планировать приватизацию не ежегодно, а в формате трехлетки, как и федеральный бюджет.
Было предложено также разрешить внесение в качестве вклада в уставные капиталы ОАО акций госкомпаний, созданных в результате преобразования ФГУПов, без изменения прогнозного плана приватизации. Кроме того, поправки предусматривают замену существующего института нормативной цены имущества рыночным механизмом определения его начальной стоимости - на основании отчета об оценке. Было закреплено право собственника имущества самому устанавливать начальную цену приватизируемого объекта на основании отчета об оценке.
Поправки также вводят обязательное требование о публикации информации в печатных и электронных СМИ обо всех этапах приватизации.
И, наконец, вводится возможность использования электронных торгов при проведении приватизации госимущества. Доступ к ним должен быть равным и бесплатным, пояснял ранее Плескачевский.
Правительство регулярно принимает планы приватизации с 2003 года и столь же регулярно их срывает. Так, в 2006 году задание по продаже госсобственности составляло 40 млрд руб., но было осуществлено лишь наполовину. В 2007 году план был выполнен на 45%, немного лучше ситуация была в 2008 году — власти справились с планом на 60%. Лучший результат Росимущество показало в 2005 году — в казну перечислено 35 млрд рублей. Но и этот показатель составил лишь 80% плана.
Итог прошлого года оказался тоже более чем скромным: от приватизации госсобственности было выручено 1 млрд 930 млн руб. при прогнозном плане в 12 млрд руб. В шесть раз меньше плана. Виноват в этом, конечно же, глобальный экономический кризис, ухудшение финансового положения потенциальных инвесторов, нашел объяснение глава Росимущества Юрий Петров, отчитываясь в феврале на правительственном часе в Госдуме.
В 2010 году власти надеются получить от приватизации 18 млрд рублей. В 2011 и 2012 годах ― 6 и 5 млрд рублей соответственно.
Кризис действительно виноват в срыве плана приватизации, согласны эксперты. Но лишь отчасти. Главная причина ― коррупция. «Кураторами всех этих ФГУПов и МУПов, которые выставляются на приватизацию, являются чиновники во всех министерствах, они извлекают из этого кураторства административно-статусную ренту», ― считает руководитель департамента стратегического анализа компании ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов) Игорь Николаев. Не удивительно, что, даже если объект госсобственности попадает в план приватизации, утвержденный правительством, нижестоящий чиновник всегда найдет аргумент, чтобы не продавать его.
«Законодательство о приватизации действительно нужно упрощать, сейчас оно имеет достаточно много ограничений, не позволяющих использовать его в качестве масштабного инструмента государства по привлечению денежных средств за счет продажи госимущества представителям бизнеса», ― согласна руководитель отдела правовых корпоративных стратегий департамента правового консультирования АКГ «Развитие бизнес-систем» Татьяна Майорова.
Изменения в закон о приватизации не очень-то и нужны. За более чем 15 лет массовых продаж госимущества механизмы приватизации отработаны достаточно, возражает руководитель практики госконсалтинга АКГ «Решения для бизнеса» Алексей Калинин.
«Нужно сделать так, чтобы контроль чиновников над госсобственностью не приносил выгоды, необходимо ввести премирование чиновников за выполнение планов по приватизации и премирование их за формирование эффективных имущественных комплексов государства ― ничего лишнего, все имеющееся используется с полной отдачей»,
― мечтает Калинин.
Продажа госимущества с помощью специализированных финансовых компаний и через биржи вряд ли кардинально изменит спрос на активы, хотя и сможет сделать этот процесс более прозрачным и публичным, полагает ведущий эксперт ИФД «Капиталъ» Константин Гуляев.
Детализация аукциона с понижением цены для малоликвидного имущества необходима. «А вот IPO объектов федерального имущества будет работать далеко не всегда, в нынешних условиях даже известные ОАО размещаются с трудом», ― говорит эксперт. Снижение размера задатка, по мнению эксперта, тоже особой роли для стимулирования реального спроса на активы не играет.
А упрощением схемы приватизации заинтересуются не только стратегические инвесторы, но и посредники-перекупщики.
Программа приватизации на этот год не содержит большого количества лакомых для бизнеса объектов, которые могли бы быть приватизированы, полагает управляющий директор управления корпоративных отношений и правового обеспечения РСПП Александр Варварин. Так что активизации приватизационных процедур следует ожидать в 2011 году, когда последствия кризиса будут уже не так ощутимы, полагает он.
Время для масштабной приватизации госимущества сейчас не самое подходящее, полагает директор ЦМЭИ BDO в России Елена Матросова. Но, раз приватизация осуществляется для решения проблем федерального бюджета, тут все методы хороши. Даже если придется продать госимущество задешево, полагает эксперт.