В ходе визита премьер-министра Владимира Путина в Австрию 25–25 апреля будет подписано соглашение об участии Австрии в строительстве трубопровода «Южный поток». Как сообщили в пресс-службе правительства, запланировано подписание ряда совместных документов: межправительственного соглашения о сотрудничестве в сооружении и эксплуатации газопровода «Южный поток», а также базового соглашения о сотрудничестве между ОАО «Газпром» и австрийским энергетическим концерном «OMФау» (OMV), непосредственно участвующими в реализации данного проекта.
Проект «Южный поток» изначально задумывался как газотранспортный путь в обход Украины, с которой до последнего времени постоянно возникали газовые конфликты. Труба «Южного потока» должна пройти по дну Черного моря из Новороссийска в болгарский порт Варну. Далее магистраль разделится на две ветви, которые пройдут через Балканский полуостров в Италию и Австрию. Проект реализуют на паритетных началах «Газпром» и итальянская Eni, стоимость его оценивается в 8,6 млрд евро, а мощность должна составить 63 млрд кубометров в год.
Австрия оставалась последней страной, с кем еще не заключен договор по проекту. Соглашения с Италией, Турцией, Грецией, Болгарией, Венгрией и Хорватией уже подписаны. По словам аналитика ИК «Велес Капитал» Дмитрия Лютягина,
подписание российско-австрийского договора, по сути, является чистой формальностью.
«Несмотря на то что Австрия также участвует в проекте Nabucco, который считается конкурентом «Южному потоку», австрийская сторона ничего не имела против российского проекта, — напоминает эксперт. – Сейчас подписание документов лишь последний шаг, необходимый для дальнейшей детальной проработки проекта, разработки ТЭО».
Впрочем, в последнее время сама вероятность реализации «Южного потока» вызывает у специалистов серьезные сомнения. «Италия пытается изменить модель поставок по газопроводу, в частности итальянская сторона хочет, чтобы газ в трубу поставляла не только Россия, но и страны Средней Азии, добиться диверсификации поставок, — рассказывает Лютягин. – Кроме того, «Газпром» и Eni так и не могут договориться об условиях вхождения в проект французской Electrecite de France (непонятно, какую долю получат французы и кто из основных акционеров сколько выделит из своих пакетов)». Учитывая, что Eni является одним из учредителей «Южного потока», такие конфликты интересов могут всерьез и надолго застопорить проект.
Кроме того,
в свете «перезагрузки» российско-украинских газовых отношений, «Южный поток» может вообще оказаться ненужным. Президент Украины Виктор Янукович предложил России отказаться от этого проекта в пользу участия в модернизации украинской газотранспортной системы.
«Это было бы значительно выгоднее с экономической точки зрения: на украинскую ГТС России придется потратить не более $1–2 млрд, при том что модернизация газовых сетей Украины позволит увеличить поставки в Европу практически на столько же, на сколько это сможет «Южный поток», — говорит Дмитрий Лютягин. – Но еще важнее то, что и эти объемы могут оказаться Европой невостребованными».
Лютягин напомнил, что Россия и без того намерена увеличить свои поставки в Европу на 55 млрд кубометров за счет газопровода «Северный поток». «Еще 63 млрд кубов «Южного потока» могут оказаться просто не нужны, — предупреждает эксперт. – Даже если спрос в Европе вырастет, то страны ЕС скорее предпочтут диверсифицировать закупки газа, заключая контракты со странами Африки: таким образом они снизят зависимость от России».