Убытки европейских туристических компаний от последствий извержения исландского вулкана оцениваются в $2,3 млрд, заявил в пятницу в Мадриде генеральный секретарь Всемирной туристской организации Талеб Рифаи. При этом
ежедневные потери туристического сектора во время закрытия воздушного пространства Европы из-за вулканического пепла, который представляет потенциальную опасность для двигателей самолетов, составляют около $400 млн.
К слову сказать, размер понесенных убытков два дня назад озвучила и Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA). У авиаторов они ненамного меньше – $1,7 млрд.
Но если авиакомпаниям власти уже пообещали частичные компенсации, то возмещать убытки турфирмам и их клиентам пока никто желанием не горит. Не случайно Рифаи добавил, что намерен обратиться в ООН с просьбой разработать соглашение, которое бы определяло права потребителей и производителей туруслуг на случай возникновения подобных форс-мажорных обстоятельств.
«Соглашение не может быть национальным, потому что если в России будут одни правила игры, во Франции другие, в Германии третьи, то эта схема не заработает. Не дай бог, такая ситуация повторится — будет то же самое», — говорит первый вице-президент ассоциации туроператоров России Владимир Канторович.
Действующие страховки, как правило, не предусматривают выплату компенсаций в случае климатических катаклизмов и прочих форс-мажорных обстоятельств. Но закладывать такие риски в страховку необходимо, полагает Канторович. Удорожание путевки составит всего 10–15 центов, подсчитал эксперт. «Из-за вулкана не вылетели миллионы людей, и эти 15 центов образуют суммы, которые покроют многомиллиардные убытки в форс-мажорных ситуациях», — считает он.
Российские туроператоры с таким предложением согласны. Часть ответственности вместе со страховыми компаниями могло бы разделить государство, полагает заместитель директора туроператора «Роза ветров» Наталия Ротмистрова.
«Но каждый раз после глобального стихийного события вроде бы принимаются регулирующие документы, но в итоге затраты ложатся на плечи туроператоров. Государство ничего не компенсирует»,
— говорит Ротмистрова. После цунами в Пхукете в 2004 году, вспоминает она, обещали фингарантии, но до сих пор никакого механизма не выработано.
Более того, российские власти считают, что туристы сами виноваты в том, что не получают компенсаций от туроператоров. «Зарубежный турист имеет достаточно высокие шансы защитить свои права, поскольку у него все договорные обязательства четко прописаны, – заявил руководитель Роспотребнадзора Геннадий Онищенко. Что же касается наших туристов, которые пребывают сегодня в нежной постсоветской вере в нашу действительность и которые вообще не следят за своими договорами, то скорее всего у большинства из них шансы получить что-то будут очень маленькими».