В пятницу Госдума приняла в первом чтении поправки в закон «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства». Он позволяет выкупить арендуемое предпринимателем недвижимое имущество на льготных условиях — по рыночной цене, но без проведения тендера. При условии, что бизнес арендует это помещение не менее 2 лет и исправно платит арендную плату. Депутаты продлили его действие до 2013 года.
Закон о так называемой малой приватизации Госдума приняла еще в 2008 году. Но с тех пор, как выяснил комитет Госдумы по собственности, в трети субъектов эта «малая приватизация» даже не начиналась. В частности, по состоянию на 1 января 2010 года, ни одного договора на приватизацию не зарегистрировано в Москве, Чечне, Омской области, Адыгее, Ингушетии, Мордовии, Якутии, Северной Осетии, Карачаево-Черкесии.
Сейчас выкуплено менее 10% имущества, включенного в перечень на продажу. Из 5 млн 192 тыс. субъектов малого и среднего бизнеса только 0,16% предпринимателей выкупили арендуемое имущество.
«В 11 субъектах России даже не составлено списков предлагаемого к приватизации имущества. В девяти субъектах вообще не заключено договоров, в 17 — менее двадцати, в 15 субъектах в списки вошло всего 50 объектов», — отмечает член комитета по собственности Алексей Плахотников. Он уточнил, что в мониторинге использовались данные Минэкономразвития, Росстата, Федеральной налоговой службы, общественной организации «Опора России».
Тормозится приватизация из-за высоких цен на недвижимость, считает депутат. Так, в 2009 году средняя оценочная стоимость для приватизации одного квадратного метра в Татарстане, Бурятии и Хабаровском крае составила 17,2 тыс. рублей, а в Нижегородской и Курской областях — 44,4 тыс. рублей и 34,5 тыс. рублей. Минимальная цена сложилась в Ростовской области (4,5 тыс. руб.) и в Удмуртии (6,4 тыс. руб.).
Но главное препятствие на пути реализации закона — муниципалитеты, не заинтересованные в развитии малого и среднего бизнеса.
Регионы, в которых малый бизнес не смог воспользоваться льготной приватизацией из-за чиновничьих препон, ранее уже перечислялись премьером Владимиром Путиным. «По сути, местные власти вместо того, чтобы давать дорогу частному предпринимательству, сами занимаются бизнесом, особо «не ломая голову»: просто сдают свою собственность в аренду», — отметил Путин, выступая в марте на инновационном форуме «Конкурируя за будущее сегодня».
Один из предпринимателей рассказал «Газете.Ru», что ему не удалось приватизировать кафе (в Южном административном округе Москвы) по той причине, что помещение не попало в список на приватизацию. «Чтобы тебя занесли в список, это надо очень хорошо постараться», — намекает предприниматель. Норма 100 кв. метров, установленная для льготной приватизации в Москве, вызывает у него смех. «Понятно же, откуда взялась эта норма. Прошлись по реестру и увидели, что более 90% всех арендуемых площадей — более ста метров. У меня, например, более 300 метров», — говорит он.
Если площадь арендуемого помещения не подходит по размеру, теоретически можно выкупить его на общих основаниях, по конкурсу. Но,
чтобы выиграть конкурс, нужно не только заплатить по $1000 за квадрат, но и сверх того перечислить в два приема по $50 тысяч «соточку зеленью» на счет, который тебе укажет чиновник.
Вместе с чиновниками тормозил приватизацию и кризис, добавляет эксперт BDO в России Анна Иванюк: «Многие столкнулись с кризисом неплатежей и не имели средств для выкупа».
Чтобы ускорить приватизацию, одновременно с продлением ее сроков глава комитета Госдумы по собственности Виктор Плескачевский обратился в четверг к генпрокурору Юрию Чайке. В письме он выразил просьбу «о проведении на местах прокурорских проверок, поскольку процесс приватизации блокируется бездействием местных чиновников».
Кроме того, комитет по собственности предлагает установить единый минимальный размер площади выкупаемого помещения — 500 кв. м. Еще одно новшество — продление минимальной рассрочки платежа за выкупленное помещение с 1 года до 3 лет. «Этот минимальный порог будет действовать повсеместно, вне зависимости от действующих решений местных властей», — подчеркнул депутат Плахотников.
Еще одна поправка, которая готовится к рассмотрению в Госдуме, касается разработки критериев оценки имущества, которое не подлежит приватизации, так как необходимо органам власти для осуществления ими своих полномочий.
«Когда критерии будут уточнены, арендаторы смогут через суд требовать выкупа помещений, если они включены в «запретные» перечни необоснованно»,
— поясняет Плескачевский. Например, запрет на приватизацию можно сохранить только на вновь построенные в последние годы «бизнес-инкубаторы» — специализированные здания для размещения в них новых субъектов предпринимательства. «Опора» также предлагает также провести публичную ревизию списков на приватизацию, составленных властями.
Предлагаемые комитетом по собственности поправки не будут слишком действенными, сомневаются эксперты. «Даже если случится невероятное и малый бизнес получит простое, прозрачное, безусловное право приватизации арендуемого имущества на хороших условиях, это вовсе не означает, что он сможет его приватизировать. Слишком уж велико количество административных барьеров», — говорит руководитель практики госконсалтинга ООО «Бизнес Решения» Алексей Калинин. Эффект от прокурорских проверок тоже будет ограниченным: в нынешних условиях региональные власти всегда смогут доказать, что не нарушали закон. А приватизация «против воли» аукнется бизнесу дополнительными и жесткими проверками (даже с учетом нового закона об их ограничении), ущемлением прав в госзаказах или иным образом.
Заодно с чиновником и арендодатель. «Арендуемые малым бизнесом помещения часто находятся в составе зданий и имущественных комплексов госпредприятий и учреждений, которые «кормятся» с множества арендаторов, и
выделение какого-то одного объекта или набора помещений невыгодно арендодателю, он немедленно создаст «невыносимые условия» по обеспечению коммунальными услугами»,
— говорит Калинин.
Плохо работает не только закон о «малой приватизации», но и закон о «большой приватизации», добавляет ведущий эксперт проекта БСС «Система Главбух» Роман Борисов. Федеральные планы по приватизации госактивов были фактически сорваны. Что уж говорить в этом случае о региональном уровне, где зачастую нет даже единого реестра всех объектов планируемых к приватизации и соответствующей нормативно-правовой базы — простой и доступной для понимания людям из малого бизнеса.
Не стимулирует к приватизации и существующее законодательство по налогу на имущество, полагает Борисов. Находясь в государственной или муниципальной собственности, эти объекты, как правило, попадают под льготы, даже если передаются в аренду частникам. А новый частный собственник должен будет платить этот налог «по полной программе». «Возникает парадокс: государству не очень-то нужны доходы в виде налога на имущество, так как суммы от него недостаточно большие. А у малого бизнеса налог на имущество может отнять ту небольшую прибыль, которую они получают при условиях госаренды на льготных условиях», — говорит эксперт.