Британская газета Financial Times (FT) опубликовала сенсационное заявление гендиректора транспортного департамента Европейской комиссии Маттиаса Руэте. Если верить словам чиновника, вред от вулкана для авиаотрасли был преувеличен дефектной компьютерной программой. Модель, которой руководствовались европейские власти, закрывая небо над Европой, была основаны на неполных научных данных и несовершенных алгоритмах.
Из-за преувеличенных рисков без веских оснований в течение пяти дней отменялись десятки тысяч рейсов, в аэропортах находились сотни тысяч пассажиров, а ежедневные убытки авиаотрасли оцениваются в $200 млн. Как говорит Руэте, у властей ЕС вызывает вопросы то, какая именно степень концентрации вулканического пепла опасна для двигателей самолетов и с какой скоростью он оседает в атмосфере. Руэте признал, что четких ответов на эти вопросы нет. Он также отметил, что результаты 40 тестовых полетов, совершенных в прошедшие выходные такими европейскими компаниями, как KLM и Air France, позволяют предположить, что риск полетов меньше, чем его описывают компьютерные модели.
Руэте также призвал руководителей ЕС рассмотреть возможность принятия правил безопасности, действующих в США.
«По другую сторону Атлантики авиакомпаниям дали бы один совет — не летайте над вулканом. В остальном все необходимые меры предосторожности предоставили бы определять самим перевозчикам», — заявил Руэте.
Авиакомпании поддерживают мнение Руэте. По словам представителя Lufthansa, тестовые полеты подтверждают, что математические расчеты тестового центра не имеют никакого отношения к реальности.
Такого рода заявление от чиновников рано или поздно должно было последовать, говорят эксперты. Закрывая небо, чиновники не особо задумывались о финансовых последствиях. Но оценившие ущерб перевозчики уже предъявили им счет, и властям пришлось согласиться компенсировать потери авиакомпаний.
Когда дело коснулось сотен миллионов долларов, безопасность стала не столь острым вопросом.
«Я думаю, что остановка перелетов — это чистая перестраховка, политика и бизнес. Ведь авиакомпании понесут миллиардные убытки из-за того, что люди не летают. Соответственно, эти 10 дней переживут крупные авиакомпании, а мелкие разорятся», — считает директор Института глобального климата и экологии Росгидромета и РАН Юрий Израэль. По его словам, в результате выброса пепла вулканом «никакой катастрофы нет и не будет».
Опомнились чиновники только в понедельник: на видеоконференции министров транспорта ЕС они договорились постепенно возобновлять полеты. Но теперь уже сами перевозчики вспомнили о безопасности и не торопятся в небо. Ведь пепел все еще висит над Европой. И хотя воздушное пространство над Европой на высоте более 20 тыс. футов со вторника полностью открыто для полетов, риски сохраняются на более низких уровнях в воздушном пространстве на северо-западе Европы, включая Данию, Эстонию, Финляндию, север Франции, север Италии, Латвию, Словению, Словакию, Украину и Великобританию.
Авиакомпании вместе с авиавластями сейчас пересматривают принятые накануне планы. В частности, Великобритания ранее намеревалась снять запрет на полеты над северной частью Англии, а также над Шотландией и Северной Ирландией. А компания British Airways заявляла о готовности выполнять полеты из Лондона. О наложении запрета на авиарейсы уже сообщила Финляндия.
По прогнозам Евроконтроля, ожидается, что во вторник будет осуществляться половина от обычного количества рейсов в Европе - порядка 14 тыс. Регионы, где будут осуществляться воздушные полеты гражданских самолетов, включают Австрию, Балканы, Бельгию, Болгарию, Чехию, Германию, Венгрию, Португалию, часть Италии и Франции, Грецию, Голландию, Норвегию, Польшу, Испанию, Румынию, север Швеции, Швейцарию, а также Турцию. Еще раз оценить ситуацию власти государства пообещали вечером во вторник.
Что касается вылетов из России, то и здесь об улучшении ситуации говорить пока рано. Во вторник было отменено 84 рейса в Европу (всего с начала авиакризиса уже 570), тогда как в понедельник, для сравнения, всего лишь 11.