Потери мировой пассажирской авиации из-за отмены множества рейсов и закрытия аэропортов в связи с облаком вулканической пыли, накрывшим часть Европы, могут достигнуть $1 млрд, сообщил сегодня Центр Азиатско-Тихоокеанской авиации. Согласно его подсчетам, до 6 млн пассажиров будут в той или иной степени затронуты нынешними трудностями, вызванными приостановкой работы на текущей неделе аэропортов почти в 10 странах Европы.
Эти оптимистические оценки выполнены с учетом того, что авиасообщение будет полностью восстановлено уже в субботу.
Если критическая ситуация продлится, то возрастут и финансовые потери авиакомпаний,
уверяют специалисты. «Вероятно, подвешенное состояние может продлиться несколько дней. Опасная для полетов авиации стадия извержения вулкана в Исландии продлится не более недели», ― считает петербургский вулканолог Владимир Кирьянов. По его мнению, долгое извержение вулкана не означает, что оно будет проходить так же интенсивно, а пепел все время будет выбрасываться на одну и ту же высоту. «Наиболее опасна кульминационная стадия, когда высота выброса максимальна, а зона охвата больше, но такая стадия, как правило, длится от 2 до 6 дней, после чего идет на убыль», ― цитирует его слова пресс-служба Санкт-Петербургского университета. Кирьянов прогнозирует, что авиаполеты возобновятся, когда пепел будет извергаться не более чем на 5 километров. Вместе с тем ученый отмечает: истории известны примеры, когда извержения вулканов длились долгое время.
По последним данным Европейской организации по контролю за безопасностью воздушного движения (Eurocontrol), воздушное пространство частично или полностью закрыто в 12 государствах Европы. Это Ирландия, Великобритания, Бельгия, Голландия, Дания, Швеция, Норвегия, Финляндия, Эстония. Также закрыты аэропорты на севере Франции, включая Париж, в Германии, в том числе в Берлине, Гамбурге, Кельне, Дюссельдорфе и частично во Франкфурте, а также в Польше ― в Варшаве. Власти ФРГ приняли решение отложить все полеты в 15 из 16 международных аэропортов страны до 8.00 по местному времени (10.00 мск) субботы из-за облака вулканического пепла. На вечер 16 апреля остаются открытыми аэропорты Мадрида, Барселоны, Рима, Милана, Венеции, Ниццы, Софии.
В итоге всего в Европе отменено более половины рейсов. «Мы ожидаем, что в пятницу в европейском воздушном пространстве состоятся около 11 тысячи рейсов, хотя обычно бывает 28 тысяч,
― сказали представители Евроконтроля. ― В четверг было зарегистрировано только 20 300 рейсов».
Правда, не исключено, что кто-то из авиаперевозчиков только выиграет, в случае если они смогут организовать альтернативный вылет из соседнего аэропорта. А подсчитывать окончательные потери предстоит только после окончания опасного периода», ― полагает руководитель аналитической службы «Авиапорт» Олег Пантелеев. «Аэрофлот» уже отменил 28 рейсов. Потери в связи с невылетами мы не подсчитывали», ― сообщила «Газете.Ru» представитель компании. Руководство «Аэрофлота» и оперативный штаб, созданный в связи с закрытием воздушного пространства в странах Европы, готовы к перевозке всех пассажиров, которые не могут вылететь из закрытых аэропортов, но смогут добраться до действующих аэропортов, сообщает компания. В данной ситуации все пассажиры могут без доплаты обменять билеты на любой рейс «Аэрофлота», вылетающий из Европы, в рамках класса обслуживания и при наличии свободных мест.
Несколько по-разному обстоит ситуация с билетами в России и в ЕС, если вылет так и не состоится. По словам представителя Еврокомиссии Сиима Калласа, пассажиры рейсов, отложенных и аннулированных из-за облака пепла, имеют право на предусмотренные в таких случаях услуги и компенсации. Предъявить свои права пассажирам не должна помешать даже форс-мажорная ситуация, вызванная стихийным бедствием.
В России все иначе. «Отечественные авиаперевозчики не обязаны компенсировать ущерб, связанный с оплаченными билетами и связанный с влиянием форс-мажорных обстоятельств»,
― констатирует управляющий партнер «Добронравов и партнеры» Юрий Добронравов. Правда, согласно Федеральным авиационным правилам, при задержке рейса по любой причине пассажирам должны предоставить: через 2 часа ― прохладительные напитки, возможность сделать два бесплатных звонка по телефону или отправить два письма по электронной почте, через 4 ― горячее питание, а через 6 часов в ночное время и 8 часов днем ― разместить в гостинице.
В то же время в таких чрезвычайных условиях запрет к вылету объявляют федеральные власти, и такие предосторожности вполне обоснованы. «Эта мелкая пыль ― очень противная штука, ― рассказал «Би-би-си» профессор Королевской инженерной академии и бывший председатель Королевского общества аэронавтики Стюарт Джон. ― Она забивает вентиляционные отверстия, через которые подается воздух для охлаждения, и двигатели глохнут». В 1982 году такое произошло с лайнерами British Airways и Singapore Airways над Индонезией, а в 1989-м ― с рейсом KLM над Аляской. Во всех трех случаях дело могло кончиться трагедией. Кроме того, пепел может налипнуть на лобовое стекло и лишить пилотов обзора.После инцидента в 1982 году инструкция для пилотов была дополнена пунктом, согласно которому при попадании в облако вулканического пепла следует резко снизиться, чтобы из него выйти, а при остановке двигателей несколько раз включить их на короткое время, чтобы продуть.