Только 15% россиян считают, что кризис ухудшил их отношение с работодателем, гласят данные исследования, проведенного в конце 2009 – начале 2010 года международным агентством по подбору персонала Kelly Services.
Пятая часть опрошенных россиян (21%) неожиданно заявили, что вследствие экономического кризиса стали более лояльны по отношению к своему работодателю, но большинство (64%) не изменили своего отношения, и только 15% считают, что кризис ухудшил их взаимоотношения с работодателем.
Примечательно, что в среднем среди европейских стран также 21% опрошенных отметили повышение лояльности к своему работодателю. Вместе с тем, в глобальном плане это самый низкий показатель: в Азиатско-Тихоокеанском регионе более лояльными стали 30%, а в регионе Северная Америка 36% респондентов.
Повышенная лояльность российских работников неудивительна: они более остальных мотивированы на зарплату и карьерные возможности, говорят эксперты Kelly Services. Среди других причин повышения лояльности работников в России называются «хорошее моральное состояние в коллективе» (48%), «хорошее руководство/ менеджмент» (47%), а также не изменившийся уровень заработных плат (47%) и возможности для обучения и развития (44%).
Главное отличие российских сотрудников от их зарубежных коллег состоит в том, что в России авторитет руководителей в несколько раз ниже, чем в других странах мира.
Например, в Европе и Северной Америке роль руководителей для сотрудников оказалась в 2 раза важнее, а в Азиатско-Тихоокеанском регионе – в 3 раза важнее, чем в России!
Интересные результаты продемонстрировал вопрос «Что для вас является наиболее веской причиной для того, чтобы покинуть компанию?». В России ситуация опять же сильно отличается от остального мира. Недостаток возможностей для развития (37%) и низкая зарплата/льготы (23%) имеют гораздо большее значение для работающих россиян, тогда как роль лидеров, наоборот, значительно ниже –
только для 8% российских работников «слабое руководство» является веской причиной для смены работы.
Наши соотечественники больше всего заинтересованы в размере зарплаты (37%). «Это связано с нашим постоянным ожиданием перемен, когда никто особенно не рассчитывает на абстрактную пенсию и все хотят обрести материальный достаток как можно скорее», — объясняет вице-президент — генеральный директор Kelly Services Екатерина Горохова. По ее мнению, в том случае, если работа интересная, то сотрудники довольно долго будут трудиться в одной компании, не жалуясь.
Несмотря на лояльное отношение российских менеджеров к своему начальству, кризис продемонстрировал снижение авторитета последних. «Кризис наглядно продемонстрировал неспособность некоторых руководителей жить и работать в новых условиях. Минимизация затрат, уменьшение зарплат, сокращение персонала — все это не способствовало повышению популярности руководителей в глазах сотрудников», — объясняет представитель кадрового агентства AVANTA Personnel Надежда Ляховская. По ее словам, в Европе культура взаимоотношений начальник — подчиненный оттачивалась столетиями. В России бизнес молод, корпоративная культура только начинает развиваться.
«Чтобы быть приверженным компании, нужно как минимум уважать ее руководителей, а как можно уважать тех, кто «наворовал», считают работники предприятий», — добавляет управляющий партнер рекрутинговой компании MarksMan Инна Суматохина.
Российские работники, как правило, не чувствуют себя вовлеченными в процесс выстраивания бизнес-процессов, в процесс стратегического планирования деятельности компании и не принимают участия в оценке результатов, поэтому и жалуются на свою работу. «Идеологический» разрыв между топ-менеджерами и рядовыми сотрудниками очень велик. Цепочка — цель, время и процесс достижения результата, личная заинтересованность, к сожалению, далеко не всегда очевидна для работника. А если что-то в рабочем процессе не понятно, то, значит, и не очень интересно!» — говорит руководитель проекта «Работа@Mail.Ru» Алла Серегина.
Кризис, по мнению экспертов, эту ситуацию не улучшит. Сейчас работодателям нет смысла искать дополнительные стимулы, мотивирующие работников и улучшающие эффективность бизнеса: на улице и так полно дешевых квалифицированных кадров. «Менеджмент не заинтересован в повышении эффективности труда сотрудников из-за низкой конкуренции в российской экономике», — подводит итог президент компании HeadHunter Юрий Вировец.