Федеральная антимонопольная служба (ФАС) решила навести порядок при образовании цен в сфере авиационных перевозок. Российским авиакомпаниям предписано прекратить практику продажи билетов по тарифам, исключающим возврат в случае добровольного отказа пассажира от перевозки. Такая рекомендация была выдана ФАС по итогам проведенного антимонопольной службой анализа деятельности авиакомпаний, осуществляющих перевозки по внутренним воздушным линиям.
Анализ рынка авиаперевозок ФАС начала еще в июле прошлого года, но к реальным действиям приступила только сейчас. Как говорится в сообщении ФАС, особое внимание было обращено на практику «невозвратных» билетов (билетов, приобретаемых по более низкому не подлежащему возврату тарифу).
По мнению ФАС, эта практика противоречит нормам Воздушного кодекса. Они устанавливают право пассажира воздушного судна отказаться от полета с уведомлением об этом перевозчика не позднее, чем за 24 часа до отправки воздушного судна и получить при этом обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму.
При отказе от полета позднее установленного срока пассажир имеет право получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму с удержанием сбора, размер которого не может превышать 25% суммы, уплаченной за воздушную перевозку, уточняют в ФАС.
Кроме того, как говорится в сообщении ФАС, авиакомпаниями не в полном объеме реализуется требование воздушного законодательства о предоставлении достоверной и полной информации об условиях перевозки. «Так, при бронировании перевозки, оплате и оформлении перевозки и в других случаях пассажиру должна предоставляться информация об итоговой стоимости перевозки, включающей тарифы и сборы, а в случае заказа пассажиром дополнительных услуг повышенной комфортности – и стоимость этих услуг, установленная перевозчиком, как единая цена за перевозку», — считают в ФАС.
Отчитаться о выполнении рекомендаций ФАС, касающихся «невозвратных» билетов, а также других мерах по обеспечению баланса интересов авиакомпаний и потребителей, авиакомпании должны до 30 апреля.
Впрочем, сами перевозчики, по крайней мере, крупные, считают, что не нарушают правил, установленных в Воздушном кодексе. Например, «Аэрофлот» и «Трансаэро» уверяют, что «невозвратных» билетов не продают. «Большинство авиакомпаний заявляет, что требованиям воздушного кодекса они соответствуют, хотя штрафы у всех разные», — говорит руководитель аналитического отдела «АвиаПорта» Олег Пантелеев.
Формально невозвратных билетов сейчас не продает вообще никто. Просто с пассажира удерживаются 25%, но уже не по льготному тарифу, по которому продавался билет, а по нормальному тарифу экономического класса, который существенно дороже льготного.
Но даже если перевозчики, продающие «невозвратные» билеты найдутся, после выполнения предписания ФАС они просто повысят стоимость своих билетов. «Чудес не бывает. Любое упрощение правил для пассажиров с точки зрения возврата денег приводит к тому, что у авиакомпании повышаются риски недополучения прибыли, — говорит Пантелеев. — Ей придется адекватно оценивать эти риски и компенсировать их повышением тарифа». Кроме того, по мнению эксперта, предписание ФАС сформулировано недостаточно четко. «Неизбежно будут возникать разночтения и спорные трактования. Ведь ФАС не сказал точно, сколько процентов от тарифа, например 5% или 25% авиакомпании можно удерживать в случае возврата. Такой неразберихой могут воспользоваться региональные УФАС, которые будут принимать решение о штрафе местных авиакомпании по своему усмотрению», — говорит Пантелеев.