Владимир Путин сегодня отбывает с Венесуэлу с визитом, в ходе которого планируется подписание соглашения по крупнейшему нефтяному месторождению «Хунин-6». В Каракасе проходит 7-е заседание российско-венесуэльской Межправительственной комиссии высокого уровня (КВУ), в рамках которого российский премьер планирует переговоры не только с президентом Венесуэлы Уго Чавесом, но и с главой Боливии Эво Моралесом.
Однако главным событием остается подписание соглашения по «Хунину-6». Блок «Хунин-6» располагается в бассейне реки Ориноко и занимает участок в 447,7 кв. км, запасы месторождения составляют 53 млрд баррелей. Россия и Венесуэла намерены создать совместное предприятие, которое займется разработкой этого месторождения. В новое СП войдут венесуэльская государственная нефтегазовая корпорация Petroleos de Venezuela SA (PDVSA) и российский Национальный нефтяной консорциум (ННК), представленный крупнейшими отечественными нефтяными ВИНКами («Роснефть», «ЛУКойл», «Газпром нефть», ТНК-ВР и «Сургутнефтегаз»). Предполагается, что стороны получат в СП 60% и 40% соответственно.
Ранее вице-премьер РФ Игорь Сечин оценивал объемы инвестиций в «Хунин-6» в $30 млрд. Причем, как рассказал «Газете.Ru» представитель одной из компаний, вошедших в ННК, все финансирование, скорее всего, ляжет на плечи россиян.
«Только за само право участвовать в СП российская сторона должна выплатить Венесуэле $1 млрд ($400 млн уже выплачены, $600 будут выплачены после подписания учредительных документов), — рассказывает источник. — У Венесуэлы не хватает собственных средств, так что все инвестиции, очевидно, будет осуществлять ННК».
Добытая на «Хунине-6» нефть, по словам представителя компании, будет направлена на продажу на международных рынках. «Будут использованы налаженные маршруты поставок из Венесуэлы, то есть в первую очередь нефть пойдет в США», — отмечает источник.
«Стоимость фрахта танкеров до США значительно ниже, чем до Европы: расстояния не сравнимы, — напоминает эксперт центра исследований конъюнктуры нефтяного рынка «Кортес» Михаил Турукалов. — Кроме того, венесуэльская нефть не очень высокого качества (высокосернистая), и добывать ее сложно, что и так добавляет издержек компаниям-производителям».
Тем не менее находятся желающие транспортировать нефть из Венесуэлы в Европу. Речь идет о президенте Белоруссии Александре Лукашенко, который, не добившись отмены пошлин на российскую нефть, начал демонстративные переговоры о поставках с Уго Чавесом. По дальновидному замыслу белорусского президента, танкеры из Венесуэлы будут отгружать нефть в Одессе, и оттуда она уже пойдет по трубе до Белоруссии (Лукашенко уже поручил начать переговоры с Украиной по присоединению Белоруссии к нефтепроводу Одесса — Броды). Также, по его словам, «есть предложение от латышей» по транспортировке венесуэльской нефти из прибалтийских портов.
По оценкам Михаила Турукалова, тонна венесуэльской нефти с учетом стоимости транспортировки составит для Белоруссии около $650.
«В то время как в начале января, еще до заключения нефтяного соглашения с Белоруссией, поставки осуществлялись с учетом пошлин, и тонна российской нефти обошлась Белоруссии примерно в $550», — рассказывает эксперт. Впрочем, вряд ли нефть из Хунина дойдет до Лукашенко, переговоры о закупках в Венесуэле для Белоруссии — скорее политический пиар, нежели серьезный экономический проект.