«На Курск у нас мечта запустить скоростное движение. Мы посчитали: там плотность населения и рентабельность перевозок выше, чем на других направлениях. Но надо понять, сколько это стоит, соизмерить наши возможности финансовые и вливания», — поделился планами в пятницу в рамках форума «Объединения производителей железнодорожной техники» вице-президент РЖД Валентин Гапанович. Запустить скоростные поезда по маршруту Москва–Тула–Курск госмонополия планирует с 2014-2015 года. До этого РЖД еще предстоит организовать скоростное движение между Москвой и Нижним Новгородом, а также между Санкт-Петербургом и Хельсинки.
По словам Гапановича, проект скоростного движения по маршруту Москва–Тула–Курск является «очень дорогостоящим»: его стоимость оценивается в несколько сотен миллиардов рублей. «Если мы говорим о скорости 160 км/ч, то необходимо инфраструктуру «спрямить», — пояснил он. Кроме того, необходимо будет полностью вывести с существующего пути грузовое движение на воронежский путь. В инвестиционную программу РЖД на 2010 год уже заложены средства на предпроектные разработки.
Если все пойдет по плану, то время пути из Москвы в Курск сократится до 4,5 часов (соответственно, до Тулы – до 1,5 часа).
Только вот подвижной состав для этой линии пока еще не определен, но, по всей видимости, он будет российского производства. От использования на новом маршруте немецких скоростных поездов «Сапсан», способных двигаться со скоростью до 250 км/час, РЖД, возможно, останавливают возникшие с ними проблемы. «Сапсан» с трудом приживается в суровом российском климате – этой зимой у него обнаружились поломки.
Кроме того, ради быстрого «Сапсана», ходящего по той же колее, что и остальные составы маршрута Москва--Санкт-Петербург, РЖД пришлось тормозить и даже отменять некоторые традиционные поезда.
В частности, был отменен поезд №24 «Юность», перестали ходить несколько обычных электричек, соединяющих областной центр с Москвой, Торжком и Бологим. Гнев живущих между Москвой и Петербургом людей, которым из-за «Сапсана» приходилось добираться до небольших станций на перекладных, вылился в закидывание «Сапсана» камнями и даже выставление искусственных препятствий. На проблему РЖД обратили внимание только сейчас. «Надеюсь, в случае с Курском такого удастся избежать, — говорит директор департамента стратегического анализа компании ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов) Игорь Николаев. – Все-таки и пассажиропоток меньше, чем на маршруте Москва--Питер».
Помимо Курска и Нижнего Новгорода «приближать» к столице РЖД собираются постепенно и другие города. По словам Гапановича, РЖД рассматривают возможность организации до 2015 года движения со скоростью 160–200 км/ч на маршруте Москва–Ярославль. Но последний проект вице-президент называет «сложным» с точки зрения вывода грузового движения с этого участка. «Там требуются очень большие затраты в инфраструктуру», — говорит Гапанович. Также в РЖД обсуждается вариант открытия скоростного движения до Бреста. «Еще мы просматриваем и считаем, что хороший пассажиропоток между Омском и Новосибирском», — говорит Гапанович. По его словам, на этом маршруте возможно увеличить скорость до 160 км/ч.
Эксперты планы РЖД по ускорению поездов поддерживают: европейский опыт показывает, что скоростные поезда на маршрутах до 800 км между крупными городами привлекательны. «Но для полного счастья хотелось бы увидеть детальное технико-экономическое обоснование», — говорит Николаев. Его не удивляет, что РЖД не собираются запускать на новых направлениях более быстрые поезда: для скоростей выше 200 км/час нужны новые пути. «Строить их необоснованно дорого. Да и для существующей инфраструктуры еще не исчерпаны возможности модернизации», — говорит Николаев.