Экономический суд СНГ зарегистрировал иск Белоруссии к России о неправомочности взимания таможенных пошлин на нефтепродукты. Белоруссия считает, что такая практика противоречит межправительственным соглашениям о свободной торговле.
«Дальнейшие действия будут производиться в соответствии с регламентом Экономического суда СНГ», – сообщил пресс-секретарь суда Владимир Винник.
Согласно этому регламенту, государство или иной институт Содружества, в отношении которого вынесено решение Экономического суда СНГ, обязано его исполнить в установленный коллегией суда срок,
передает «Интерфакс» слова представителя суда: «В случае неисполнения решений, в соответствии с Уставом стран Содружества, заинтересованная сторона вправе обратиться в Совет глав СНГ с целью принятия мер, способствующих исполнению решения судебного органа».
Судебные слушания по иску минюста Белоруссии должны быть назначены в течение 30 дней с момента поступления заявления.
Тем не менее Москва индифферентно отнеслась к иску Белоруссии. «К этому надо относиться спокойно, — заявил первый замглавы МИД РФ Андрей Денисов. – Ну а суд – суд пусть разбирается. Кстати, этот суд выносит рекомендательные решения. Это тоже надо иметь в виду».
Экономический суд СНГ ни к чему не может принудить ответчика, так как не обладает такими полномочиями, и решения его действительно носят рекомендательный характер, пояснила «Газете.Ru» руководитель таможенной практики юрфирмы «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Галина Баландина. Однако в самом деле не все столь однозначно, отмечает юрист.
Белорусская сторона ссылается на российско-белорусские межправительственные соглашения, заключенные в 1992 и 1995 годах, согласно которым товарооборот между странами должен происходить без введения пошлин (за исключением сырой нефти, которая частично пошлиной облагается). «Ситуация весьма сложная, — говорит Галина Баландина. – С одной стороны, действительно существуют соглашения, по которым пошлин быть не должно. С другой – более поздние документы, регламентирующие деловые отношения России и Белоруссии, делают эти соглашения небезусловными».
Очевидно, российско-белорусские разборки затянутся до начала июля, то есть до момента введения Таможенного кодекса, который однозначно утверждает, что пошлин при поставках между странами Таможенного союза быть не должно.
Впрочем, Россия до сих пор пытается добиться, чтобы нефть и нефтепродукты были вынесены за рамки общих договоренностей и по ним страны договаривались отдельно (то есть пошлины в этом случае сохранятся).
Более того, само существование Таможенного союза в настоящее время находится под угрозой. «Минск и не рассчитывает, что Москва исполнит решение Экономического суда СНГ, если оно будет вынесено в пользу истца, — полагает заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. – Александр Лукашенко просто демонстрирует, что готов обострить отношения с Москвой, готов пойти на эскалацию конфликта». Сейчас мы наблюдаем войну нервов: Лукашенко пошел на принцип, привязав конкретный экономический вопрос к созданию Таможенного союза. «Белорусский президент показывает, что, если Россия не пойдет ему навстречу, он может сорвать ей подписание договора по Таможенному союзу, а для нашей страны это вопрос не столько экономический, сколько политический, — поясняет политолог. – И тот факт, что одна страна Союза подает на другую в суд, – это, безусловно, сильный удар по самой идее».
С другой стороны, и Москва пошла на принцип: деньги для России несущественные (по оценке экспертов, цена вопроса $700 млн), однако Кремль дает понять Лукашенко, что не будет потакать его желаниям. «Но скорее всего, в очередной раз будет найден некий компромисс, — считает политолог. – Но это не решит системную проблему отношений России и Белоруссии и лишь ненадолго отсрочит новый конфликт».