«Газпром» официально стал владельцем половины «Белтрансгаза». В пятницу стало известно, что монополия увеличила свою долю в белорусской компании до 50% (до этого было 37,5%) . Второй половина остается во владении Республики Беларусь.
Соглашение о продаже «Газпрому» 50% белорусской газотранспортной компании было заключено мае 2007 года после долгих и сложных переговоров: Минск не хотел упускать контроль над стратегическим активом, кроме того, стороны жестко торговались. «Газпром» настаивал на оценке «Белтрансгаза» по балансовой стоимости (по подсчетам«Газпрома» — $600 млн), а Александр Лукашенко заявлял, что рыночная стоимость компании составляет $5 млрд, и говорил, что при переговорах нужно исходить именно из этой цифры.
Сошлись на середине. Согласно заключенной договоренности, «Газпром» на протяжении четырех лет ежегодно должен был оплачивать 12,5% «Белтрансгаза», стоимость каждого пакета составила $625 млн. Последний транш был проведен в феврале текущего года, таким образом, в общей сложности «Газпром» заплатил $2,5 млрд.
Ежегодно через сети «Белтрансгаза» в Белоруссию и транзитом в Европу проходит около 40 млрд кубометров российского сырья (сама Белоруссия потребляет примерно 20 млрд кубов). «Для «Газпрома» важно оперативное влияние на газотранспортную систему, возможность которого и дает владение 50% «Белтрансгаза», — говорит аналитик ФД «Открытие» Вадим Митрошин. — Кроме того, владение акциями повысит прозрачность финансовых потоков компании для «Газпрома». В частности, речь идет о деньгах, которые «Белтрансгаз» получает как плату за транзит. «Являясь полноправным партнером, «Газпром» сможет проследить, чтобы деньги тратились в интересах компании — например, на модернизацию ГТС».
Теперь на повестке дня стоит вопрос: что «Газпром» предпримет дальше? В феврале посол России в Белоруссии Александр Суриков заявлял, что монополия, по его мнению, на полпути не остановится. «Наверняка присутствует желание получить и больше 50%, — сказал Суриков. — Иначе ради чего покупали 50%?»
Нарастить пакет в «Белтрансгазе» до контрольного «Газпрому» будет сложно. «Это стратегический актив, и Лукашенко будет отстаивать его до конца, — говорит Вячеслав Буньков из ИК «Атон». — Не стоит забывать, что российско-белорусские газовые отношения не столько рыночные, сколько межправительственные».
Тем не менее эксперты не исключают, что в итоге вопрос о контроле в «Белтрансгазе» будет решен в пользу России. «Приобретение акций «Белтрансгаза» целесообразно только при перспективе получения контрольного пакета, — говорит гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов. — Рано или поздно Кремль и «Газпром» поставят этот вопрос перед Минском». Россия, по мнению эксперта, может многое предложить Белоруссии в обмен на контроль в «Белтрансгазе» — кредиты, таможенные преференции, преференции в нефтяной сфере. «Стоит учитывать, что экономическое положение Белоруссии сейчас, мягко говоря, далеко не идеально, — напоминает политолог. — Так что Лукашенко вполне может заинтересоваться российскими предложениями».