Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) скорректировала прогноз по убыткам авиакомпаний всего мира в этом году. По словам гендиректора IATA Джованни Бисиньяни, потери сектора в 2010 году составят не $5,6 млрд, о чем сам Бисиньяни говорил еще в декабре 2009 года, а в два раза меньше — $2,8 млрд. Меньше потерь по сравнению с планируемым перевозчики получили и по итогам 2009 года — $9,4 млрд вместо $11 млрд. IATA ожидает, что в 2010 году спрос на пассажирские перевозки вырастет на 5,6% (декабрьский прогноз — 4,5%) после снижения на 2,9% по итогам прошлого года, на грузовые перевозки — на 12% (ранее — 7%) по сравнению с падением на 11,1% в 2009 году.
Радоваться перевозчикам, конечно, пока еще рано. Но положительная динамика налицо. Восстановление спроса, начавшееся в конце прошлого года, продолжилось и в этом. Улучшение ситуации в экономике государств emerging markets вызвало рост спроса на международные пассажирские авиаперевозки в январе в Азиатско-Тихоокеанском регионе — на 6,5% и в Латинской Америке — на 11%. В Северной Америке и Европе также было отмечено повышение, хотя и менее значительное, — на 2,1% и 3,1% соответственно. «Мы с определенностью наблюдаем, что сектор идет на двух скоростях, — говорит Бисиньяни. —
Азия и Латинская Америка являются ведущими силами в процессе восстановления, в то время как самыми слабыми международными рынками остаются Северная Америка и Европа».
По прогнозам IATA, именно европейские авиакомпании продемонстрируют в 2010 году самый значительный убыток — $2,2 млрд, чуть меньше убыток будет у их североамериканских коллег — $1,8 млрд.
Российская авиация в начале года показывает серьезный рост. По данным Росавиации, число перевезенных пассажиров за январь по сравнению с январем 2009 года выросло на 29,8%, до 3 млн 377 тыс. человек. Причем международные перевозки и внутренние растут примерно одинаковыми темпами. Рост пассажиропотока эксперты объясняют переизбытком провозных мощностей: даже в провальном прошлом году в Россию было ввезено 118 зарубежных самолетов, в основном магистральных.
Чтобы самолеты не простаивали и хоть как-то отбивали вложенные в них средства, авиакомпаниям приходится ставить их даже на малорентабельные или вовсе нерентабельные маршруты.
Авиакомпании помимо открытия новых маршрутов увеличивают частоты на существующих, а чтобы самолеты не летели полупустыми, продолжают держать низкие тарифы.
Но долго так продолжаться не будет. Увеличение объемов перевозок рано или поздно приведет к увеличению стоимости авиабилетов. Если в прошлом году средний тариф неуклонно снижался, опустившись на 15%, то в текущем году будет господствовать обратная тенденция. «Мы ожидаем повышения средней стоимости авиабилетов не менее чем на 10—12%. Почувствовать это на себе пассажиры смогут, уже начиная со второго квартала», — прогнозирует гендиректор «Сирена-Трэвел» Михаил Баскаков.
На рост стоимости билетов, безусловно, повлияет непрекращающийся рост стоимости авиакеросина. IATA повысила прогноз средней цены нефти в 2010 году до $79 за баррель с $75 за баррель. По итогам 2009 года средняя стоимость составила $62 за баррель. Таким образом,
на долю затрат на топливо будет приходиться около 26% операционных расходов авиакомпаний в этом году по сравнению с 24% в 2009 году и примерно 13% в 2001—2002 годах.
Вырастут цены на билеты и из-за стоимости аэропортового обслуживания, связанного со строительством и модернизацией дорогостоящих взлетно-посадочных полос, считает Баскаков. Да и внедрение технологии электронного билета, по идее, призванного экономить деньги пассажиров, пока приносит авиакомпаниям лишь убытки, которые они будут перекладывать на плечи простых пассажиров, говорит Баскаков.