Владимир Путин жестко раскритиковал владельцев энергокомпаний, которые затягивают выполнение инвестиционных программ и строительство новых станций. «ОГК-3 — главным акционером является господин Потанин, ТГК-2 — главный акционер господин Лебедев, ТГК-4 — главный акционер господин Прохоров, КЭС — главный акционер господин Вексельберг», — перечислил нарушителей Путин на совещании по инвестпрограмме в электроэнергетике, проходившем на Саяно-Шушенской ГЭС.
Особенно досталось Михаилу Прохорову и Владимиру Потанину.
«Скажем, ТГК-4 — даже планов нет работы, главный акционер там господин Прохоров, он неплохо себя чувствует в экономическом плане, как говорят в известных кругах, окэшился, деньги у него есть, он ходит по разным кабинетам, недавно ко мне заходил, у меня с ним очень добрые отношения — ищет различные применения этим средствам», — сказал Путин.
«Другая компания — ОГК-3, главный акционер господин Потанин. Приобрел эту компанию за 81,7 млрд рублей, а по допэмиссии получил 81,7 млрд рублей, задаром, по сути дела, взял огромную собственность», — продолжал Путин, добавив, что по выполнению обязательств ничего не делается. По его словам, компании «не сделали всего необходимого и всего, на что они подряжались, получая государственные деньги».
Путин напомнил, что часть обязательств по инвестициям, которые взяли на себя новые собственники в ходе реформирования РАО ЕЭС, была обеспечена финансированием за счет допэмиссии акций.
Объем привлеченных средств составил около 450 млрд рублей, которые, по сути, являются государственными деньгами и должны быть направлены на развитие отечественной электроэнергетики. «По последним данным, тем не менее, из этой суммы непосредственно на реализацию инвестиционных проектов израсходовано только 270 млрд рублей, а 66 млрд рублей ушло на текущую деятельность компаний, на покупку разного рода непрофильных активов, не имеющих никакого отношения к электроэнергетике, проедались или, прямо скажем, были направлены на спекулятивные цели», — подчеркнул Путин,
добавив, что еще почти 100 млрд рублей до сих пор не использовано и лежит на счетах. ОГК-3, подконтрольная Потанину, тратила деньги на приобретение непрофильных активов, таких как «РУСИА Петролиум». По словам Путина, в рамках инвестиционных договоров должно возводиться почти 100 энергоблоков, а сейчас только на 38 объектах ведется полноценное строительство, на 14 идут подготовительные работы, а «на остальных 45 объектах конь не валялся».
«Ссылаются на кризис и на отсутствие спроса, просят сдвинуть сроки ввода генерирующих мощностей еще на 4—5 лет, а когда и предлагают построить станцию там, где есть гарантированный спрос, где гарантированные энергообъекты особенно важны государству, например в Сочи, — просто уходят в кусты», — посетовал премьер-министр. Глава правительства припомнил, что государство в 2009 году дало генерирующим компаниям «антикризисные послабления» и перенесло сроки сдачи объектов на год-два, а также помогло гарантиями, кредитами и «административной, моральной поддержкой». Однако встречных шагов со стороны энергокомпаний не было: далеко не все собственники проявили ответственную позицию, а вместо дела предпочли «заниматься поиском разного рода предлогов, чтобы уклониться от реальной работы». Путин предупредил, что к компаниям, которые «проедают» средства для инвестпрограмм, будут применяться штрафные санкции.
В «Интерросе» Владимира Потанина от комментариев по поводу критики премьера воздержались, в ОНЭКСИМе Михаила Прохорова сказали, что «изучают» претензии Путина.В ОГК-3 заявления премьера также не комментируют. «Официальных документов о санкциях из правительства не поступало, а все предписания Счетной палаты и инвестпрограмма компании исполняются», — уверил «Газету. Ru» представитель ОГК-3. Четких юридических обязательств собственники компаний не несут, отмечает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. В свое время большинство из них подписывали с РАО ЕЭС лишь инвестиционные меморандумы.
Однако премьер не случайно подверг критике Прохорова и Потанина на Саяно-Шушенской ГЭС, авария на которой едва не привела к коллапсу энергосистемы Сибири. Строительство новых станций частными инвесторами означает создание энергетического резерва и модернизацию мощностей, говорит Пикин. Однако этого не происходит, хотя кризис постепенно сдает позиции. Такая ситуация может быть чревата новыми авариями, предупреждают эксперты.