Уровень безработицы в стране к началу года составил 8,2%, и почти 33% из этих 6,173 миллиона человек не могут найти работу в течение года и более, находясь в состоянии «застойной безработицы». И в ближайшее время улучшения ждать не приходится. Росту безработицы грозит «стабильно высокое» количество работников, находящихся в вынужденном отпуске по вине работодателя или простое, предупредил в среду вице-премьер Александр Жуков.
«Численность предполагаемых к увольнению граждан составляет примерно 480 тысяч человек», — сообщил он в ходе видео-конференции в Белом доме, посвященной ситуации на рынке труда. В наиболее непростой ситуации, по словам Жукова, оказались системообразующие и градообразующие предприятия: под угрозой увольнения здесь находятся 30 тысяч и 62 тысячи работников соответственно.
Профсоюзы подтверждают данные властей.
«За 2 последние недели января уведомление об увольнении получили 80 тысяч человек, — рассказывает секретарь Федерации независимых профсоюзов России Александр Шершуков. — Ещё 1 200 000 человек работают в формате неполной рабочей недели или неполного рабочего дня, а 120 тысяч находятся в административных отпусках».
Все они, по мнению профсоюзов, могут быть уволены. С большой вероятностью увольнения ждут работников лесообрабатывающей, строительной отраслей, а также машиностроения и производства строительных материалов. На данный момент, по мнению Шершукова, этих людей ещё держат потому, что работодатели пока всё ещё надеются после окончания кризиса восстановить коллектив. Кроме того, в крупных компаниях, по мнению управляющего партнера Club Consult Development Тимура Соколова, затраты на увольнение сотрудников могут обойтись гораздо дороже, чем поддержка их на существующих должностях. Программы по увольнению и выходное пособие в таких компаниях могут обойтись от 40 до 100 тысяч рублей на человека и более.
Но надежды на сокращение безработицы вместе с началом подъема экономики могут оказаться несостоятельными. «При снижении издержек, повышении производительности труда будет дополнительно высвобождаться рабочая сила.
Мы некоторое время будем иметь тренд роста безработицы, даже когда начнется экономический рост », — предупредил министр финансов Алексей Кудрин на форуме «Россия-2010».
Правительство готовит меры по борьбе с безработицей. В общей сложности на поддержку занятости правительством в 2010 году выделено 36,3 млрд рублей. Уже рассмотрено 82 соответствующих региональных программы. Из них 73 одобрены, а по 55 уже перечислены средства. Утвержденные программы коснутся 1,1 млн человек.
Кроме того, выбраны 27 моногородов, где наблюдается самая трудная ситуация. По каждому из них будет составлена индивидуальная программа развития. При этом, по словам Жукова, будут снижены расходы на переобучение и общественные работы и увеличена на 37% поддержка предпринимательства.
Для сравнения, в 2009 году общий объем финансирования программ занятости составил 38,1 млрд руб. В программах приняли участие 2,804 млн человек — 134,7% от запланированного. В результате, по мнению Жукова, России все-таки удалось не допустить резкого скачка безработицы. «Реализация региональных программ позволила не только сдержать массовые увольнения и рост безработицы, но и снизить число граждан, зарегистрированных в органах занятости», — сказал он Жуков.
Помогли и административные рычаги. «С апреля — мая прошлого года президент стал оценивать деятельность губернаторов по количеству увольнений и по задержкам зарплаты», — напоминает Шершуков. Это заставило губернаторов и полпредов прикладывать большие административные усилия, чтобы приостановить увольнения. Однако эти рычаги постепенно утрачивают силу, утверждают представители профсоюзов.
Период, в течение которого можно было продержать людей в статусе «отпускников» или работающих по 3 часа в неделю, подходит к концу, и «административная ниточка, на которой это всё держалось, периодически лопается в разных регионах».
Ведь нормальных рабочих мест с полной зарплатой на предприятиях в необходимом количестве так и не создано.
«По словам вице-премьера, им удалось устроить на временную работу каждого второго обратившегося в службу занятости, но обращаются-то к ним единицы», — добавляет руководитель центра уровня и качества жизни Института социальной политики Академии труда и социальных отношений Сергей Уланов. И в любом случае такая работа не имеет особого результата для экономики и для самих безработных. «В экономике нашей страны тьма-тьмущая дыр, и временными заплатками их не заткнешь. Мы занимаем безработных тем, что подвернулось под руку, а это нерациональное использование как рабочих рук, так и бюджетных денег», — говорит Уланов.
Впрочем, «если сравнивать этот кризис с прошлым кризисом — периода 90-х годов, когда не было оплачиваемых общественных работ и увеличенных пособий по безработице, можно заметить, что сейчас безработные получают хотя бы минимальные деньги», признает Шершуков.