Вице-премьер глава Минфина Алексей Кудрин вступился за российского бизнесмена Виктора Вексельберга, оштрафованного накануне швейцарскими властями на 40 млн швейцарских франков ($38 млн). Мы обеспокоены штрафом, который превышает «чуть ли не половину стоимости компании», в которой работают больше 10 тысяч человек, наносит ущерб ее работе в кризис и «ставит под вопрос инвестиции», заявил Кудрин, комментируя решение Федерального департамента финансов Швейцарии (FDF) в отношении компании Oerlikon, контролируемой «Реновой» Вексельберга. По словам главы Минфина,
штраф «не улучшает отношений» между Россией и Швейцарией и вносит в них «ряд неопределенностей, которые воспринимаются нашим правительством болезненно».
Кудрин добавил, что «имел возможность информировать правительство Швейцарии еще значительно раньше» о том, что как правительство России, так и Вексельберг не видят «никакого нарушения законодательства, их не было». Он уверен, что «такое решение не было достаточно проработано и с акционерами компании, не получены ответы по этому делу, которые могли бы предотвратить такой штраф».
«Ренова» обвиняется в нарушении правил ведения финансовой отчётности компании. Как утверждают швейцарцы, руководство компании не зарегистрировало факт приобретения акций Oerlikon. «Ренова» и Вексельберг не согласны с обвинениями FDF Швейцарии и намереваются оспорить их в суде. «Группа должным образом сообщила о приобретении акций OC Oerlikon в 2006 году (сейчас Вексельбергу принадлежат 45% акций Oerlikon — «Газета.Ru»). Кроме того, факт образования группы с другим крупным акционером Oerlikon — компанией Victory — был также зарегистрирован, как только это стало необходимо в силу закона в 2008 году», — говорится в сообщении «Реновы». Однако швейцарские власти уверены, что группа была организована еще до сделки. При этом, когда Вексельберг покупал акции, власти якобы уведомлены не были. Тем самым были нарушены правила раскрытия информации. Кроме того, швейцарцы считают, что сделки были проведены по цене ниже рыночной. Последняя претензия заключается в том, что «Ренова» и Victory согласованно провели в совет директоров представителя российской компании Владимира Кузнецова.
Стоит отметить, что покупка Вексельбергом Oerlikon для швейцарских властей оказалась неприятным сюрпризом.
До сих пор многие в Швейцарии считают сделки Вексельберга, а помимо Oerlikon был куплен крупный пакет акций еще и машиностроительного концерна Sulzer, чуть ли не рейдерством.
«Ренова» утверждает, что собирается открыть для компании новые рынки, а швейцарцы уверены, что «это Путин велел заниматься новыми технологиями, чтобы красть секреты для русских оборонщиков». После тех сделок швейцарцам даже пришлось менять законодательство об условиях покупки акций внутри страны. Поэтому российские эксперты не верят в объективность швейцарских властей.
«Запоздалая реакция FDF наводит на определенные подозрения. Кроме того, «Ренова», инвестируя столь существенные суммы, скорее всего, максимально тщательно подошла к соблюдению всех юридических формальностей»,
― считает стратег ИК «Финам» Владимир Сергиевский. «Полагаю, что с правовой стороны сделка совершенно легитимна, ― говорит управляющий партнер Московской коллегии адвокатов «Легис Групп» Сергей Горбачев. ― Другое дело, что уже после ее совершения власти Швейцарии меняют законодательство, ограничивая возможности иностранных инвесторов».
По словам Сергиевского, зарубежный бизнес защищает свои интересы, используя для этого все инструменты, в том числе свои правительства. «Запад заинтересован в том, чтобы поставлять в Россию товары, а не технологии, так как их получение будет означать, во-первых, потерю привлекательного рынка сбыта, во-вторых, появление сильного глобального конкурента», ― говорит эксперт. Важно, чтобы правительство заняло максимально активную позицию в решении этой проблемы. «Так что Кудрин заступился не конкретно за Вексельберга и принадлежащую ему компанию, а за конкурентное право российских компаний входить на зарубежные рынкы, в том числе в их высоко-технологичные сегменты», ― резюмирует партнер юридической компании «Юков, Хренов и Партнеры» Александр Хренов.