Кризис сократил «подарочные» бюджеты россиян, в том числе и новогодние: ведь они составляют треть всего, что тратится на подарки за год. В среднем на новогодние подарки жители России тратят 9 300 рублей, подсчитала компания КОМКОН. Самые расточительные – москвичи: у них эта статья бюджета достигает в среднем 11 900 руб. У петербуржцев – 8 800 руб, для жителей регионов – 5 400 руб.
Кризис прошелся и по корпоративным праздничным бюджетам. Лишь 29% респондентов, опрошенных HeadHunter, рассказали, что в их компании делают подарки своим сотрудникам на Новый год.
Экономия может привести к еще большему разрыву между тем, что люди хотят получить в подарок, и тем, что им подарят. 13% представителей компаний признались исследователям портала Superjob.ru, что хотели бы набор ручек, визитницу и прочее. «При этом некоторые уточняли, что подарок должен быть дорогой: «Дорогую ручку! И чтобы с 15 метров было видно, что она классная!»», — отмечает руководитель Исследовательского центра SuperJob.ru Наталья Голованова. 10% опрошенных мечтают о различных скидках и бонусах, новых контрактах и прочих вариантах сотрудничества с партнёрами. Некоторые с удовольствием посетили бы за счёт партнёров театральные представления, концерты, спа-салоны, фитнес-клубы и заграничные курорты. Кто-то мыслит широко, указывая в качестве корпоративного подарка машину, украшения из золота или квартиру, у других же пожелания скромнее: мобильный телефон, бытовая техника, подарочные сертификаты.
Лишь 9% респондентов утверждают, что им не нужны никакие вещественные подношения и лучшим подарком для них будут «искренние поздравления» и «хорошие отклики о компании».
Реальность гораздо скромнее. Так, в прошлом году 21% опрошенных получили от компании в качестве подарка еду и алкоголь, 19% — сувениры, 5% — открытки. Наконец, 4% поделили между собой подарочные/дисконтные карты и сертификаты, а также предметы домашнего обихода. 6% респондентов признались, что их организация выбрала самый простой вариант и выделила своим сотрудникам собственную продукцию.
Лишь 28% граждан сами привыкли обмениваться подарками с коллегами.
«Денежный вопрос в кризис волнует россиян, особенно когда речь идет о подарках людям, с которыми связывают деловые отношения»,
— говорит Ольга Бруковская, директор по маркетингу и PR группы компаний HeadHunter. Треть опрошенных (33%) заявили, что тратить деньги на коллег не собираются. 32% рассказали, что готовы выложить на подобные подарочные расходы от 100 до 300 рублей. 11% респондентов для подарка коллеге не жалко 300–500 рублей. Более 500 рублей оказались готовы отдать только 4% опрошенных.
В подарок от близких россияне тоже нередко не получают то, о чем мечтают. Но женщинам везет больше, показало исследование КОМКОН.
Лучший подарок для женщины — украшения. 72% респонденток хотели бы в Новый год получить драгоценности. Цветы занимают второе место в рейтинге подарков: их выбрали 71% опрошенных женщин. Почти 69% россиянок в кризис мечтают получить на Новый год деньги.
В качестве наиболее желанных подарков женщины также называют бытовую технику, электронику, путешествия, билеты на развлекательные мероприятия. Прекрасный пол, как показало исследование, получает то, что хочет. Так, украшения получают в подарок 61% опрошенных, цветы 82%, деньги 77%.
Самыми неоцененными оказываются вазы, чашки, декоративные фигурки и прочие безделушки: их дарят трём из четырёх женщин, при этом лишь четверть опрошенных были бы им рады. Также,
вопреки распространенному мнению, дамы не часто бывают в восторге от сладостей. Их дарят 70% женщин, но лишь треть опрошенных хотели бы получать конфеты, шоколад и прочие кондитерские изделия.
В списке самых ужасных из когда-либо полученных подарков женщины называют мелочи для дома, одежду и обувь, косметику и парфюмерию, оригинальные сувениры и канцтовары. А вот столь желанные билеты в театр, кино или на другие развлекательные мероприятия получают всего 22% опрошенных.
Большинство же мужчин отдает предпочтение бытовой технике и электронике: её хотят 68% опрошенных; далее в тройке самых желанных подарков идут деньги (62%) и предметы, связанные с увлечениями, хобби (51%). Также часто называются оригинальные сувениры, путешествия, билеты на развлекательные мероприятия, книги.
Дарят же мужчинам в основном алкоголь. Больше половины опрошенных (52%) получают в качестве подарка на новый год выпивку, хотя хотят её меньше трети опрошенных (28%).
40% же всё-таки получают свою желанную бытовую технику. Хотя мужчинам реже, чем женщинам, дарят домашние мелочи (41%), вид таких подарков также не приводит их в восторг. Как и канцелярские товары, обладателями которых становятся 36% респондентов, против 12% тех, кто желал бы их получить. Как и женщины, мужчины очень редко, вопреки желанию, получают билеты на интересующие мероприятия (14% против 40%).
Исследование показало, что неудачные подарки не держат на виду: чаще всего они выбрасываются, передариваются или убираются подальше с глаз долой.