Ко второму, основному чтению законопроекта в профильный комитет Госдумы — по экономической политике и предпринимательству — поступили 322 поправки, из которых было принято к вечеру среды 108. Последняя версия поправок была опубликована на сайте Госдумы только в понедельник поздно вечером.
Из-за частых переносов и спешки случилась путаница: у депутата из фракции КПРФ Сергея Решульского оказался список не из 108, а из 94 поправок.
А другой депутат-коммунист Николай Коломейцев попросил уточнить, какой текст в итоге принимается. «Это читаем — это не читаем, а потом не поймешь, что принимать»,
— сказал Коломейцев.
После почти получасового обсуждения и сверки текстов депутаты все-таки определились, какие поправки они принимают. «Закон требует работы, а не только присутствия. Внимательно смотрите», — призвал депутатов председательствующий Борис Грызлов.
Главные поправки, которые были внесены после первого чтения законопроекта, коснулись регулирования цен на социально значимые товары. Если цены на них растут в течение месяца на 30%, то власти будут вправе снижать цены на них на срок до 90 дней.
Также в законопроекте остался пункт о размере бонусов от поставщиков продавцам за предоставление торговой площади — не больше 10% от цены поставленного в магазин товара (бонусы не будут выплачиваться за приобретение социально значимых товаров). Поправка, определяющая случаи, когда ритейлер может продавать продовольственные товары ниже закупочной цены, не вошла в законопроект.
Депутатам от оппозиции законопроект не понравился. Валерий Селезнев (фракция ЛДПР) сказал, что при обсуждении не учитывались интересы потребителя.
Владимир Кашин (КПРФ) предложил внести поправку о госрегулировании цен на социально значимые продукты — хлеб, молоко, сахар. По его словам, в этом году при инфляции 8–9% рост цен на хлеб и макароны составил 26–30%.
Коммунисту ответил единоросс, глава комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров, представлявший законопроект депутатам: ограничивать цены на социально важные товары опасно — тогда их попросту не будут продавать.
«Вы придете за хлебом, а хлеб магазин не продает»,
— сказал Федоров.
Решульский предложил вернуть поправку о госрегулировании цен, которая была исключена из законопроекта комитетом по экономической политике и предпринимательству. «Мы ожидали, а тем более не мы, а все наше население, что действительно будет упорядочена торговая деятельность и рост цен не будет обваливаться каждую неделю на наших избирателей» , — заявил депутат.
Он назвал поправку о госрегулировании отпиской. «Если каждый месяц по 29% (рост цен — «Газета.Ru»), то в сумме получается за год можно на 300% поднимать цены на продовольственные товары и тоже никакой реакции не будет», — возмущался депутат.
Федоров ответил Решульскому в том духе, что цены лучше сбивать не регулированием, а конкуренцией продавцов и ограничением монополии сетей в пределах 25% рынка.
Депутат Владимир Груздев попытался вернуть поправку о снижении порога доминирования торговых сетей с 25% до 15%. Цифра 25, по его мнению, была чересчур завышена. Федоров снова не согласился. Он заявил, что конкуренция между продавцами начинается при пороге доминирования 25%, а более жесткие нормы закона могут привести к тому, что «некоторые муниципалитеты будут испытывать очень серьезные сложности». «Если конкуренция будет плохо работать, то это уже следующий шаг, который мы можем рассматривать позже», — пообещал Федоров.
В итоге законопроект был принят во втором чтении. За проголосовали 350 депутатов. Третье чтение состоится в пятницу, 18 декабря. Ожидается, что закон о торговле вступит в силу с 1 февраля 2010 года.