С 2010 года в России начнет действовать новый перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (ЖНВЛС). В ближайшее время обновленный список лекарств будет согласован с Минпромторгом и Минэкономразвития, сообщила в понедельник министр здравоохранения Татьяна Голикова. После этого он будет опубликован на сайте Минздрава для экспертного обсуждения.
В перечень ЖНВЛС входят препараты, доказавшие наибольшую эффективность и безопасность в лечении самых распространенных болезней, в том числе социально значимых – таких, например, как ВИЧ и туберкулез, сказала министр. При этом
государство может регулировать предельные цены и предельные торговые надбавки на лекарственные средства именно по перечню жизненно необходимых и важнейших лекарств. И Минздравсоцразвития собирается этим правом активно пользоваться.
Ныне действующая версия подобного перечня была сформирована в 2007 году. На данный момент в него входит 658 международных непатентованных наименований лекарств из 2617 зарегистрированных в стране. В новую версию перечня ЖНВЛС Минздрав включил еще 21 наименование лекарств. При этом из списка были исключены «лекарства с низким уровнем клинической эффективности, диагностические средства и дезинфекционные препараты», сказала министр. Итого общее количество лекарств стало даже меньше предыдущего: теперь там лишь 495 наименований.
Пока неизвестно, какие именно препараты будут входить в обновленный список. Но эксперты утверждают, что
после добавления в его название, кроме «жизненно необходимых», еще и «важнейших лекарственных средств» в список «стали пропихивать препараты, которые просто хочется продать».
В списке 2007 года, сообщает вице-президент общества специалистов доказательной медицины, профессор ММА им. И. М. Сеченова Василий Власов, не хватало множества жизненно необходимых препаратов, например, лекарств от нескольких форм туберкулеза, отсутствие которых может привести к смерти людей. Зато туда входили глазные капли, а также средства для лечения алкоголизма, средства, помогающие при рентгеновской диагностике и ноотропы — вещества, улучшающие умственные способности, полезность которых, по словам эксперта, до их пор не доказана.
«Сокращение списка – движение в правильном направлении, — говорит Власов. – Но, двигаясь в правильном направлении к двери, наши министры выходят через окно. Я боюсь, что сократили, как обычно, не то, что надо».
Основной упор министерство делает на повышении роли российских фармацевтов. «Доля лекарств отечественного производства и лекарств, которые производятся как в России, так и за рубежом, составляет в новом перечне 67,8%, — отметила Голикова. — В нынешнем перечне эта доля составляет 55%». Всего 75 наименований из 495 будут составлять лекарства отечественного производства, 261 наименование производится как российскими, так и зарубежными фармкомпаниями, и лишь 159 наименований — зарубежного производства.
Эксперты не разделяют такой подход. Российские препараты и так относительно дешевы, а после ограничения наценки на них аптечные сети их просто перестанут покупать такие лекарства, считает независимый эксперт фармацевтического рынка, генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк. «Сейчас на дешевые российские препараты наценка может составлять 25–50%. А если их включат в список ЖНВЛС, то будет ограничена 25%», — поясняет Шуляк.
Это окажется неприятным ударом для российских производителей, а пользы покупателям принесет меньше, чем ограничение наценок на очень дорогие зарубежные препараты.
К тому же «никаких российских лекарств не существует в природе», говорит Власов. Те лекарства, которые называются «российскими», на самом деле производятся из индийского или китайского порошка. По словам эксперта, их можно делать значительно дешевле, чем они продаются. «Но наши производители всячески заинтересованы в повышении цен. Им выгоден даже рост американских лекарств, чтобы продавать свои с большой наценкой, но чуть-чуть ниже американских», — добавляет медик.
Каждая страна в соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения утверждает для себя перечень ЖНВЛС с поправкой на структуру заболеваемости и смертности на своей территории. Но сам способ его составления в России не регламентирован. «Раньше Минздрав давал задание по составлению этого перечня профессиональным органам по строго выверенным процедурам обсуждения каждого лекарства. Нынешнее же министерство создало свою комиссию из бюрократов, в ней только два человека не имеют отношения к самому министерству», — рассказывает Власов.