Представитель страховой компании ЖАСО сообщил, что все пассажиры поезда «Невский экспресс», потерпевшего крушение накануне поздно вечером, были застрахованы. По последним данным, в результате катастрофы погибли 30 человек, пострадали около 100. Сумма страхового взноса традиционно включена в стоимость билета. Пресс-секретарь РЖД Дмитрий Перцев рассказал «Газете.Ru», что страховка ЖАСО пассажиров поезда состоит из обязательной и добровольной части.
«Обязательная страховка включается в цену билета и стоит 2,3 рубля. Максимальная сумма выплат по ней составляет 12 000 рублей.
Существует также добровольная страховка, где вы платите в районе 50 рублей, и там все рассчитывается от степени травм. Но максимально по ней вы можете получить порядка 250 000 рублей», — пояснил Перцев.
Кроме этого
«предполагается выделить из Резервного фонда правительства в связи с чрезвычайной ситуацией единовременное пособие членам семей погибших в размере 300 тыс. рублей на каждого погибшего в равных долях на каждого члена семьи. Что касается пособия гражданам, получившим в результате этого события травмы тяжелой и средней формы, то здесь - 100 тыс., а также 50 тыс. при легкой степени тяжести», --
сообщила в субботу глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова.
Общий ущерб от крушения поезда в РЖД пока подсчитать не берутся. Около трех лет назад, при катастрофе «Невского экспресса» меньшего масштаба, Октябрьская железная дорога (ОЖД) оценила ущерб от аварии более чем в 215 миллионов рублей.
Основной причиной крушения поезда, как и в прошлый раз, считается теракт.
«Большая протяженность российских железных дорог – около 85 тысяч километров — делает этот вид транспорта весьма уязвимым для террористов. Невозможно поставить милиционеров на всей протяженности железнодорожного полотна», — говорит директор департамента стратегического анализа ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов) Игорь Николаев. Даже традиционно считающийся более опасным воздушный транспорт службам безопасности проверить обычно проще: достаточно досмотра пассажиров, багажа и проверки технического состояния воздушного судна. Кроме того, именно на направлении Москва — Санкт-Петербург пассажиропоток традиционно большой, а после запуска скоростного поезда «Сапсан» пассажирский поток дополнительно увеличился; одновременно уменьшился объем грузоперевозок.
Аналитики исключают версию отключения электроэнергии, появившуюся одной из первых: у РЖД есть своя автономная система энергоснабжения, кроме того, на случай отключения предусмотрено аварийное торможение, которое не дало бы поезду сойти с рельсов. По мнению экспертов, не могло стать причиной трагедии и плохое техническое состояние железнодорожного полотна.
«Дело в том, что железная дорога Москва — Санкт-Петербург многократно проверялась перед запуском скоростного поезда «Сапсан», который набирает скорость до 250 км/ч. РЖД долго готовилось к этому событию: уровень подготовки путей должен был соответствовать всем мировым стандартам.
Поэтому ситуация сбоя с путями весьма сомнительна», — полагает эксперт Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Олег Трудов.
Несмотря на снижение инвестиционной программы РЖД с 450 млрд до 250 млрд рублей, вопросам безопасности монополия традиционно уделяет большое внимание, соглашается Николаев. В то же время опасна ситуация, когда финансовые показатели становятся важнее технологических, предупреждает Трудов. «Я опасаюсь повторения ситуации в электроэнергетике. В этой отрасли в результате реформирования и отделения ремонтов от непосредственных видов деятельности, а также стремления к идеалам рынка, конкуренции и получения прибыли перестали учитываться технологические аспекты. Как результат – аварии, в том числе на Саяно-Шушенской ГЭС», — говорит эксперт.