«ЛУКойл» предлагает Федеральной антимонопольной службе методику ценообразования на нефтепродукты. Эту методика разработана самим «ЛУКойлом», она устанавливает порядок расчета диапазона цен для российского оптового рынка топлива. При этом, как говорится в сообщении компании, эта же методика может быть использована и при расчете стартовых цен на биржевых торгах.
Суть предложения «ЛУКойла» в следующем: цена для внутреннего оптового рынка (отпускная цена НПЗ) приравнивается к мировой цене плюс-минус 20%. Как объяснили «Газете.Ru» в «ЛУКойле», 20-процентный люфт составляют потенциальные транспортные расходы (около 10%) и так называемый дифференциал внутреннего рынка, то есть особенности региона, в котором будет продаваться топливо (например, баланс спроса и предложения). Это также может дать 10-процентные ценовые колебания.
Под отпускной ценой заводов подразумевается цена оптовой поставки по предоплате плюс налоги, а мировая цена выводится из средних цен на рынках Западной Европы, Средиземноморского региона, Персидского залива и Сингапура. При этом из получившейся средней мировой цены вычитаются экспортные пошлины, а также делается поправка на курс доллара, акцизы и НДС.
Как полагает начальник аналитического отдела ИК «Галлион Капитал» Александр Разуваев, методика, предложенная «ЛУКойлом», вероятно, будет принята ФАС. В частности, 20-процентное колебание цены является вполне рыночным моментом, и антимонопольщики могут на это согласиться. «Не исключено, что методика «ЛУКойла» неофициально уже согласована с другими нефтяными компаниями, так что они ее поддержат, — полагает аналитик. – ФАС, скорее всего, согласится, однако должна будет внести хоть какие-то изменения: как госструктура, ФАС не может безоговорочно соглашаться со всем, что предлагают бизнесмены».
А вот по оценке Дмитрия Александрова из УК «Универ Капитал», 20% — это слишком много, и именно эта цифра может вызвать недовольство чиновников. «С другой стороны, при таком варианте нефтяники получают достаточно большую свободу, что положительно скажется на операционном планировании, — отмечает аналитик. – В любом случае в целом такая схема вполне адекватна».
В среду антимонопольная служба провела консультации с представителями ведущих нефтяных компаний России, и по итогам встречи стороны пришли к соглашению, что нефтепродукты на российском рынке будут реализовываться по формуле, учитывающей мировые цены. В четверг глава антимонопольного ведомства Игорь Артемьев заявил, что ФАС уже до конца года планирует согласовать эту формулу с нефтяниками.
Согласованная и утвержденная формула ценообразования поможет в первую очередь нефтяникам. До сих пор основной проблемой оставалась расплывчатость критериев, по которым можно было определить, нарушила та или иная компания антимонопольное законодательство или нет. «Мы надеемся, что в самое ближайшее время российские нефтяные компании и ФАС смогут выработать общее понимание принципов ценообразования на нефтепродукты в России, — заявил вице-президент «ЛУКойла» Вадим Воробьев. — Мы также рассчитываем, что законодатели внесут соответствующие изменения в антимонопольное законодательство, исключающие его неопределенность и возможность принятия субъективных решений».
Дело в том, что ФАС, вынося свои решения по деятельности нефтяных компаний, подчас руководствуется неочевидными критериями. А штрафы, которые налагаются на нефтяников, сложно назвать незначительными. Во время так называемой второй волны антимонопольных дел по злоупотреблению доминирующим положением на рынке нефтепродуктов ФАС оштрафовала ТНК-ВР, «Газпром нефть» и «Роснефть» на 4,2 млрд рублей, 4,7, млрд рублей и 5,28 млрд рублей соответственно (все три дела оспариваются). А «ЛУКойл» вообще стал «рекордсменом»: эта компания получила штраф в 6,5 млрд рублей.
В связи с этим не удивительно, что нефтяники забеспокоились и торопятся выработать и согласовать с ФАС методику ценообразования. «Нефтяные компании решили раз и навсегда решить вопрос с ФАС, — комментирует Александр Разуваев. – Впрочем, принятие схемы «ЛУКойла» вряд ли поможет ему и другим компаниям избежать штрафов».
По словам Разуваева, это во многом обусловлено тем, что в понимании властей доходы нефтяников должны быть по максимуму перераспределяться в бюджет.