Наибольший же спад гостиничного бизнеса пришелся на Испанию. По данным исследования, в двух главных городах этой страны — Барселоне и Мадриде — индекс доходности упал на 22,5% и 30,5% соответственно. «Испания столкнулась с усилением конкуренции со стороны восточных стран, таких как Турция, Тунис, Египет и Марокко», — говорят исследователи компании «Делойт». В результате в Барселоне на 15,7% (до 113 евро) упала средняя стоимость размещения в гостиницах, а показатели загрузки снизились с 81% до 64,4%. Это результат «снижения числа туристов из стран, являющихся основными источниками дохода: Великобритании, Германии и Франции», отмечают в исследовательской компании STR Global.
Больше всего сократился поток англичан, что обусловлено ослаблением фунта стерлингов по отношению к евро.
В самой же Великобритании дела обстоят намного лучше. Из-за укрепления евро по отношению к фунту многие британцы предпочли провести отпуск в своей стране. В результате показатели загрузки в отелях Лондона хотя и снизились, но остаются самыми высокими в Европе — 79,8%. При этом, добавляет Роганович, стоимость номеров в Лондоне снизилась всего на 8–9%. А отели Шотландии вообще единственные в Европе, где наблюдался рост загрузки. В Эдинбурге она выросла до 76,8%, обогнав показатели Парижа — там только 74%. Впрочем, из-за снижения средней стоимости проживания доходность номеров все равно падает.
В Германии снижение спроса на туристические услуги различается по стране. Так, в Дюссельдорфе доходность на один номер упала на 33,3%, в то время как в Гамбурге, Берлине, Франкфурте и Кёльне — на 7–15%. При этом сами немцы также уменьшили свою туристическую активность. Немецкая национальная авиакомпания «Люфтганза» недавно объявила о сокращении количества рейсов в неделю на 7,4% в предстоящий зимний период в связи с уменьшением спроса по маршрутам в пределах Европы.
Московские гостиницы, которые до кризиса демонстрировали высочайшую доходность, тоже переживают не лучшие времена. «Приток бизнес-туристов, которые составляют основную целевую аудиторию всего гостиничного рынка Москвы, сильно сократился», — признаёт специалист отдела гостиничной недвижимости компании Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko Вероника Карташева. Поток же туристов, приезжающих посмотреть Москву, остаётся очень низким из-за необустроенности туристической инфраструктуры города и сложного визового режима. В результате загрузка московских отелей сократилась с докризисных 65,8% до 57,8%, при этом средняя стоимость размещения в них упала с 8154 до 6443 рублей за сутки. Что любопытно, средняя стоимость номера в гостиницах категории 5 звезд в III квартале 2009 года упала примерно на 40%, до $250–290, а в категории 4 звезды достигает 50%, говорит Роганович.
В связи с падением заполняемости гостиницы стали понижать тарифы. И люди, которые останавливались раньше в отелях «4 звезды», стали перебираться в 5-звездочные. Поэтому заполняемость 5-звездочных гостиниц в центре города упала всего на 10 %, а 4-звездочных — на 30%»,
разъясняет Канторович. К тому же в Москве в этом году открылись несколько новых гостиниц, составивших конкуренцию уже существующим. Всё это привело к падению на 43% показателя доходности на номер в евро у московских отелей.
2010 год также будет сложным как для московского, так и для региональных рынков, прогнозируют эксперты.
Показатели доходности, скорее всего, будут демонстрировать достаточно скромный рост, говорит руководитель практики «Делойта» по обслуживанию гостиничного бизнеса в России Артем Васютин. К тому же конкуренция будет только расти: согласно данным компании Lodging Econometrics, в 2010 году в Москве планируется открыть ещё 8 гостиниц, что суммарно составит более 2000 номеров. В Санкт-Петербурге и регионах оживление гостиничной индустрии, возможно, будет происходить с небольшим временным лагом относительно московского рынка.
В Европе также ожидается постепенное восстановление рынка. «Еще несколько месяцев будет наблюдаться напряженная ситуация, и гостиничный бизнес не сможет достигнуть положительных результатов, однако кажется, что худшее уже позади и в новом году мы будем наблюдать улучшение показателей доходности номера по сравнению с 2009 годом», — надеется управляющий партнер департамента по вопросам гостиничного бизнеса STR Global Limited Марвин Руст.