Власти столицы направили материалы в Федеральный лицензионный центр для приостановки действия лицензии ЗАО «Штрабаг» («дочки» одной из ведущих стройкомпаний Европы Strabag AG), заявил председатель Мосгосстройнадзора Анатолий Зайко. В начале сентября этого года в центре Москвы произошло обрушение строящейся подземной парковки, повлекшее за собой гибель человека. Заказчиком этого строительства выступает ЗАО «Открытие – Недвижимость», генеральный подрядчик строительства – «Инофирма «Штрабаг АГ», разработчик проектной документации – ООО «Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и партнеры», а разработчик рабочей документации – ЗАО «Штрабаг».
Сразу после происшествия была назначена техническая комиссия по расследованию причин этой аварии. Согласно ее выводам,
ЗАО «Штрабаг» допустило самовольное отступление от утверждаемой части проекта.
«В частности были отменены в покрытии гаража железобетонные балки в продольном и поперечном направлениях, что ослабило несущую способность плиты», — рассказал Зайко в интервью «Интерфаксу». Кроме этого отменены железобетонные капители, которые также должны были принимать на себя нагрузки от плит перекрытий и обеспечивать устойчивость и несущую способность плит перекрытия и покрытия.
По словам экспертов, Москва вряд ли сможет по такой маловажной причине отозвать лицензию, тем более что у Лужкова есть и другие способы отодвинуть ее от московских проектов. Напомним, сейчас компания участвует в строительстве офисного комплекса «Северная башня» в «Москва-Сити» и реконструкции гостиницы «Москва».
Скорее всего, эти угрозы – попытка заранее найти виновного в обрушении гаража. Однако вряд ли они будут плодотворны. Компания сможет ответить, что они не виноваты, кивнуть в сторону авторского надзора, который должен был вестись за этой стройкой, тот «переведет стрелки» на строителей, потом на госкомиссию и так далее, рассуждает независимый аналитик рынка Андрей Бекетов.
«Штрабаг» сам ничего не разрабатывал, у него на субподряде есть много компаний. В конце длинной цепочки наверняка упрешься в какую-то бригаду таджиков»,
— говорит эксперт. Даже обрушение «Трансвааля» не дало выхода на виновных в катастрофе, в случае с парковкой вариант ещё более безнадежный, считает аналитик.
Тем более, указывает Бекетов, отзыв лицензии — это не дело правительства Москвы. Такие вопросы все равно должны решать федеральные власти. Для отзыва лицензии необходимо решение суда с выводами о виновных, указывает старший вице-президент Knight Frank Андрей Закревский. Да и сама угроза отзыва сейчас не слишком актуальна.
С 1 января 2010 года лицензии на строительство отменяются: все строительные компании должны будут вступить в саморегулирующиеся организации,
напоминает Закревский.
Компания Strabag, долей в которой владеет Олег Дерипаска, последнее время часто оказывается в центре скандалов. Так, в начале октября 2009 года в ГУВД Москвы заведено уголовное дело на руководителей российского представительства Strabag по подозрению в уклонении от уплаты налогов с организации на 108 миллионов рублей. 6 октября 2009 года проведены обыски в четырёх московских офисах строительной организации.