Власти хотят ускорить начало биржевой торговли нефтепродуктами. Пока закон, обязывающий нефтяников продавать 10% своей продукции на биржевых или электронных торгах, не принят, однако Минэкномразвития намерено уже сейчас выдать директивы о биржевой торговле «Роснефти» и «Газпром нефти». Об этом заявил в четверг директор департамента развития конкуренции Минэкономразвития Александр Пироженко. Идею торгов на бирже лоббирует в основном Федеральная антимонопольная служба. Такая модель, по замыслу ФАС (а Пироженко — выходец именно из антимонопольной службы), должна способствовать более прозрачному ценообразованию. Однако аналитики говорят, что в действительности все может обернуться фарсом.
«Биржевая торговля (в том числе и нефтепродуктами) — вещь сама по себе замечательная и нужная, но не в российских условиях, — говорит начальник аналитического отдела ИК «Галлион Капитал» Александр Разуваев. — Для того чтобы биржа начала нормально работать, необходимо большое количество как продавцов, так и покупателей, а также наличие значительной доли игроков-спекулянтов со всего мира, как на биржах Нью-Йорка и Лондона».
У нас такое, по оценке эксперта, возможно лишь через двадцать-тридцать лет, сейчас иностранные игроки на российскую биржу просто не пойдут. «В самой России не так много крупных нефтяных компаний, — напоминает Разуваев. — А что будут делать на бирже «Роснефть» и «Газпром нефть» всего лишь вдвоем — вообще непонятно».
Сама идея биржи подразумевает невозможность того или иного игрока влиять на цены. А «Роснефть» и «Газпром нефть», даже если не договорятся между собой, все равно смогут оказывать на ценообразование колоссальное влияние — просто потому, что их будет только двое.
Впрочем, даже если биржевые цены не будут стопроцентно рыночными, само их наличие окажет ФАС серьезную поддержку в делах против нефтяных компаний. «ФАС необходима точка отсчета, определенная цена на нефтепродукты, с которой служба будет сравнивать оптовые цены, устанавливаемые нефтяными компаниями, — поясняет аналитик ИК «Метрополь» Алексей Кокин. — В настоящее время четких критериев, по которым можно точно оценить, завышала та или иная компания цены или нет, не существует».
Ускоряя процесс введения биржевых торгов, антимонопольная служба укрепляет свои позиции в преддверии судов с нефтяными компаниями, которые ФАС обложила миллиардными штрафами,
считает Кокин. Пока же позиция ведомства, по его словам, не то чтобы слаба, но из-за отсутствия биржевой цены неочевидна.
В последнее время Федеральная антимонопольная служба значительно усилила свое влияние, в этом ей помогло принятие так называемого второго антимонопольного пакета. По новым законам ведомство может осуществлять частые проверки, привлекать правоохранительные органы и пользоваться их инструментами — просматривать переписку, прослушивать телефоны, производить выемки документов. Это дает больше шансов уличить компанию в злоупотреблении доминирующим положением, а главное — доказать это.
В конце лета ФАС оштрафовала ТНК-BP и «Газпром нефть» на 4,197 и 4,675 млрд руб. соответственно за злоупотребление доминирующим положением на рынке нефтепродуктов. На этой неделе та же участь постигла «Роснефть», штраф рекордный — 5,3 млрд рублей, и не за горами дело «ЛУКойла», сумму штрафа по которому антимонопольщики должны огласить в ноябре. Пока компании ничего официально не заявляли, однако эксперты не сомневаются, что они будут оспаривать решение ФАС. «А судиться с такими крупными игроками весьма сложно, — отмечает Алексей Кокин. — Поэтому антимонопольная служба и хочет использовать все доступные возможности».