Меморандум о взаимопонимании в области организации и развития скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения на территории России президент РЖД Владимир Якунин, министр транспорта РФ Игорь Левитин и министр железных дорог КНР Лю Чжицзюнь подписали во вторник в Пекине в рамках 14-й регулярной встречи глав правительств России и Китая. По словам министра транспорта Игоря Левитина, «по договоренности с китайской стороной министерства транспорта двух стран будут заниматься подготовкой нормативно-правовой базы совместно с компанией «Российские железные дороги», а РЖД совместно с инвесторами из Китая будут рассматривать вопрос о строительстве таких дорог». В меморандуме впервые говорится, что высокоскоростные железные дороги Россия планирует построить между Москвой и Нижним Новгородом, между Москвой и Сочи и между Владивостоком и Хабаровском. Скорость движения поездов на таких дорогах может достигать 350 км/ч.
Более того, уже практически налажено скоростное сообщение с Петербургом: скоростной поезд «Сапсан» (сапсан — это самая быстрая птица на планете) производства немецкого концерна Siemens регулярно начнет ходить между Москвой и Питером уже в декабре. Правда, скорость его движения пока не будет превышать 250 км/ч. Собственный скоростной поезд, кстати, тоже с птичьим названием — «Сокол», российское машиностроение построить так и не сумело.
В 2002 году пробные испытания «Сокола» показали: «сверхсовременный» подвижной состав не только не способен развивать заявленную скорость (250 км/час), но и не безопасен для пассажиров.
В РЖД даже шутили — мол, сделали подводную лодку на колесах, которая еще и взлетает на больших скоростях. Таким образом, РЖД, по сути, получила зависимость от западных поставщиков, а Siemens – перспективный рынок сбыта, на котором можно диктовать свои условия, ведь делиться своими технологиями напрямую немцы пока не собираются.
И тут как нельзя кстати появились китайцы. Левитин утверждает: китайская сторона обладает технологиями строительства магистралей и локомотивов. Если соответствующее соглашение будет достигнуто, Россия даже готова рассматривать вопрос о создании совместного производства таких поездов на российской территории.
«Китай, как и Россия, заинтересован в развитии высокоскоростных перевозок по территории своей страны, — добавляет эксперт-аналитик отдела исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Евгений Алексеев. — При этом своих эксклюзивных технологий в производстве самих скоростных поездов у Китая нет». Китай начал сотрудничество с фирмой Siemens, закупил 3 произведённых в Германии поезда Velaro CRH — аналога поезда Velaro RUS «Сапсан», приобретённого также у Siemens РЖД. Зато
Поднебесная может похвастать собственными технологиями в железнодорожной инфраструктуре.
Например, инфраструктура высокоскоростной линии Пекин – Шанхай протяжённостью 1320 км, которую планируют завершить в 2013 году, практически полностью создаётся из технологической продукции, выпускаемой китайскими предприятиями. «А производство поездов Velaro организовано также в Китае по лицензии Siemens со значительным использованием местных комплектующих», — добавляет Алексеев.
Государственные инвестиции только в одну линию Пекин — Шанхай оцениваются в $32 млрд. Таким образом, Китай ударными темпами догоняет лидеров в организации высокоскоростных сообщений. Россия же пока только в самом начале пути. «Возможно, сотрудничество с Китаем нам будет полезно в части перенятия опыта по локализации производства железнодорожной техники внутри страны», — считает Алексеев.
«В данном случае Китай нам не конкурент, здесь мы, скорее, хотим получить накопленный китайцами опыт», — соглашается аналитик «Ингосстрах-инвестиции» Евгений Шаго. Более того, по мнению экспертов,
сотрудничество с китайцами позволит нам получить западные технологии по производству высокоскоростных поездов, которые уже внедрены в КНР, но делиться которыми тот же Siemens с РЖД пока не спешит, «безболезненнее, быстрее и дешевле».
Какая именно форма сотрудничества будет между Китаем и Россией — пока сказать сложно. «Возможно участие каких-то специалистов, а не просто рабочих, например инженеров, которые проектировали высокоскоростные линии. Возможна поставка оборудования и комплектующих для поездов», — резюмирует Шаго.