Как пишет The Wall Street Journal, за масштабным проектом по созданию плавучего завода (его англо-голландская компания называет самым большим судном в мире, «намного больше авианосца») будут пристально следить остальные крупнейшие игроки, которые давно раздумывали о возможностях плавучего производства сжиженного природного газа (СПГ). Технология, которую еще никто не опробовал коммерчески, позволяет перерабатывать газ прямо в море, а не транспортировать его на берег и сжижать там на заводах.
По заявлению Shell, завод будет действовать на Prelude и Concerto, двух недавно открытых месторождениях. Они являются частью нефтегазоносного бассейна Броуз у берегов западной Австралии. Но при этом компания надеется, что плавучий завод можно будет использовать и в других местах по всему миру. «Это изменит правила игры, — говорит Джон Чэдуик, вице-президент Shell по Австралии. — И даст нам возможность превратить в деньги те газовые месторождения, которые иначе остались бы в земле». По его словам,
плавучий завод идеален для маленьких газовых залежей и тех, которые находятся далеко от берега, «где экономически нецелесообразно строить трубопровод на берег».
Еще одно преимущество плавучего завода состоит в том, что после истощения газового месторождения, завод можно переместить в другое место. По словам Чэдуика, корабль можно еще использовать и там, где экологические условия прибрежных территорий не позволяют компаниям построить завод по сжижению газа. Для той же Австралии плавучий завод по сжижению газа действительно находка. Министр энергетики Австралии Мартин Фергюсон сообщил СМИ, что страна обладает запасами газа на шельфе в 140 трлн куб. футов. А стоимость запасов оценивается примерно в 1 трлн австралийских долларов ($890 млрд).
Крупнейшие нефтегазовые компании впервые заинтересовались плавучими заводами СПГ в середине 1990-х. Но их насторожили высокие затраты, технические сложности и незрелость рынка природного газа. Но сейчас ситуация изменилась, и некоторые компании готовы сделать решительный шаг. Японский Inpex Holdings Inc. работает над проектом плавучего завода в Тиморском море в восточной Индонезии, австралийская нефтегазовая группа Santos Ltd планирует использовать подобную технологию на некоторых местных газовых месторождениях совместно с французской GDF Suez SA.
Но проект Shell, пожалуй, самый амбициозный.
«Для Shell это может стать визитной карточкой, которая позволит ей продемонстрировать свои технические и коммерческие способности. У компании появится реальная возможность стать первопроходцем в этой области»,
— приводит The Wall Street Journal слова аналитика по газу Wood Mackenzie Фрэнка Харриса.
Первый большой шаг к новым технологиям Shell сделала в июле 2009 года. Тогда компания подписала контракт на строительство плавучего завода с консорциумом компаний, который состоит из Samsung Heavy Industries и французской Technip SA. В Samsung сообщили, что в течение следующих 15 лет Shell может заказать 10 таких заводов стоимостью по $5 млрд каждый.
А вот российским газодобывающим компаниям такие плавучие заводы в ближайшие годы вряд ли понадобятся. Основные месторождения, пригодные для возведения заводов СПГ в России, находятся на шельфе Сахалина. Сейчас в стране существует лишь один завод по производству СПГ — как раз на Сахалине, там используется технология Shell. В ближайшее время основные силы «Газпрома» будут брошены на реализацию Штокманского месторождения. Значительную часть добытого там газа предполагается сжижать. Кроме того, «Газпром» планирует построить завод СПГ на Ямале, это предприятие будет обеспечиваться сырьем с Бованенковского месторождения.
Правда, по оценке Citigroup Inc., на которую ссылается Bloomberg, плавучие заводы СПГ могут обходиться в постройке втрое дешевле и вводиться в эксплуатацию вдвое быстрее, чем наземные заводы СПГ.
Но проблема в том, что
в России «шельфовые месторождения, которые рассматриваются в качестве сырьевой базы СПГ, находятся в Северном море, где климатические условия просто не позволяют строить аналогичные плавучие заводы»,
говорит главный аналитик ИК «Велес капитал» Дмитрий Лютягин. Такие заводы интересны для компаний, у которых нет собственной сырьевой базы или она разбросана по разным континентам, говорит эксперт.
«В принципе такие заводы сами по себе могли бы быть интересны, но весь вопрос в себестоимости, — добавляет ведущий аналитик ИК «Файненшл бридж» Дмитрий Александров. — Кроме того, важна ориентация на дальнейшие рынки сбыта. Если после короткого перегона по морю газ вновь должен быть вновь переведен в газообразное состояние, то экономическая целесообразность снижается очень сильно». Так что пока это вопрос очень отдалённой перспективы, но в будущем в России такие заводы могут быть весьма полезны, особенно если иметь в виду привлечение судостроительных и машиностроительных мощностей, считает эксперт.