«Башнефть» объявила о масштабном займе. Компания намерена выпустить облигации на 50 млрд рублей. Запланировано три выпуска: первый и второй — по 15 млн штук номиналом в 1 тыс. рублей за одну бумагу, третий – 20 млн штук. Облигации будут размещены на ММВБ по номиналу, срок обращения составит 7 лет.
«Время для выпуска выбрано весьма удачно – обстановка на долговом рынке сейчас хорошая. Проблем с размещением не возникнет, — оценивает планы компании аналитик ИК «Атон» Вячеслав Буньков. – Но фактически это рефинансирование долгов АФК «Система», которая контролирует «Башнефть».
Именно АФК получит деньги, которые частично пойдут на оплату долгов компании, появившихся из-за приобретения тех же предприятий башкирского ТЭК».
Кредит в $2 млрд, полученный «Системой» от ВТБ на приобретение акций башкирских предприятий, должен быть погашен также через 7 лет.
Выпуск облигаций – один из шагов АФК «Система» по созданию на основе предприятий башкирского ТЭК крупной нефтяной вертикально интегрированной компании. Помимо «Башнефти», в которой «Системе» принадлежит 76,52%, АФК владеет контрольными пакетами и других башкирских активов: «Уфанефтехима» (65,78%), «Новойла» (87,23%), «Уфаоргсинтеза» (73,02%), Уфимского НПЗ (78,49%) и «Башкирнефтепродукта» (73,33%).
Все это перерабатывающие предприятия, и в ноябре акционеры системы будут рассматривать вопрос о продаже контрольных пактов этих пяти активов «Башнефти».
То есть «Система» хочет превратить нынешних «дочек» во «внучек». По ранее озвученным «Системой» оценкам, выкуп миноритарных долей может обойтись примерно в $600 млн.
По словам начальника аналитического отдела ИК «Галлион Капитал» Александра Разуваева, такая консолидация говорит о последующем переходе перерабатывающих активов на единую акцию – акцию «Башнефти». «После продажи контрольных пакетов «Башнефти» миноритариям новоиспеченных «внучек» будет предложено либо продать свои акции, либо обменять их на акции материнской компании», — уверен эксперт.
А вот по словам Виктора Мишнякова из банка «Уралсиб», переход на единую акцию совсем не обязателен, так как для создания ВИНКа это не критично, а технически сложнее. «Вероятнее всего, миноритарным акционерам просто предложат продать свои доли», — полагает Мишняков.
Кстати, в четверг «Система» выставила оферту миноритариям «Башнефти». По законодательству владелец более чем 75% акций предприятия должен сделать миноритарным акционерам предложение о выкупе акций. «Система» это предложение сделала, однако предложила низкую цену – 286,5 руб. ($9,53) за акцию. До данной новости стоимость акций «Башнефти» в РТС превышала $13 за штуку, после нее предложение упало до $9. Разуваев рекомендует миноритариям проигнорировать предложение АФК «Система», так как акции «Башнефти» в будущем дадут возможность входа в создаваемую крупную компанию. «Мы рассматриваем акции «Башнефти» в качестве низколиквидной, но очень перспективной инвестиции для терпеливых инвесторов, — говорит эксперт. –
Вероятно, что через пару лет новая ВИНК выйдет на IPO, и уже тогда миноритарии «Башнефти» смогут либо зафиксировать неплохую прибыль, либо оставить у себя новую нефтяную «фишку».
По расчетам Разуваева, выстроив новую компанию и приведя ее в должный вид (многие активы башкирского ТЭК считаются проблемными), «Система» разместит порядка 20% акций, сохранив, тем не менее, за собой контрольный пакет. «Сейчас сложно сказать, по какой цене будут размещаться акции и какую прибыль IPO принесет «Системе»: все будет зависеть от цен на нефть и конъюнктуры рынка, — рассказывает аналитик. – Однако очевидно, что для «Системы» это будет выгодный проект».
Судьба башкирских активов может сложиться и по-другому. Виктор Мишняков считает, что на одну добывающую компанию явно многовато пяти предприятий переработки, поэтому какие-то перерабатывающие активы могут быть проданы. «Нефтехимическими активами теоретически может заинтересоваться «Сибур», — рассуждает эксперт. — Нефтепереработкой – «Сургутнефтегаз», у которого в этом регионе нет перерабатывающих мощностей». А вот «Роснефть» и «ЛУКойл», по мнению эксперта, вряд ли будут заинтересованы в покупке целого НПЗ — они уже имеют существенные мощности переработки на европейской части территории РФ. «Однако они могут не отказаться от совместного управления», — считает Мишняков.