«Я получил письмо от Росавиации и подписал даже сегодня ответ, где полностью соглашаюсь с претензиями Росавиации. Мы сами крайне недовольны тем, что у нас происходит с Ту-204», — засвил в пятницу глава ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) Алексей Федоров.
80% проблем самолета связаны с ненадлежащим качеством комплектующих изделий, в том числе с двигателем, сообщил глава ОАК.
По его словам, руководство корпорации «давно работает с поставщиками над этой проблемой, в частности, проводя модернизацию воздушного судна». Предприятия корпорации и поставщики выявляют слабые места и работают над улучшением качества комплектующих. Также корпорация усовершенствует систему послепродажного обслуживания самолета. По словам Федорова, для этих целей при ульяновском заводе «Авиастар-СП» создается сервисный центр.
По информации «Газеты.Ru», сейчас в эксплуатации находятся всего около 50 Ту-204/214. «Крупнейшие эксплуатанты — Rеd Wings и «Владивосток Авиа», есть эти самолеты у ГТК «Россия» и спецотряда (самолеты управделами президента — «Газета.Ru»), «Кавминводыавиа», «Автастар-Ту», «Трансаэро», — рассказывает руководитель аналитического отдела «Авиапорта» Олег Пантелеев. – Производство Ту-204-100 сейчас убыточно, но оно будет свернуто по мере освоения Ту-204СМ, который при наличии заказов будет вполне прибыльным».
ОАК находится в постоянном контакте с эксплуатантами всех Ту-204 и старается быстро реагировать на их запросы, заверяет Федоров. Также сейчас корпорация ведет переговоры с поставщиками о перезаключении контрактов, в которых была бы прописана большая ответственность поставщиков.
В авиакомапнии Red Wings рады, что ОАК признала вину.
«Это уже 50% решения проблемы, — говорит «Газете.Ru» гендиректор Red Wings Сергей Тетерин. – Я верю, что Федорову исправить ситуацию под силу, хотя, конечно, все эти заводы, которые сейчас в ОАК вошли, — это авгиевы конюшни, которые еще чистить и чистить».
Но решить проблему только улучшенным сервисом, по мнению Тетерина, нельзя: «Ситуация изменится, только когда конструкторское бюро «Туполев» обяжут заранее раскрывать поставщиков».
В Red Wings рассказали «Газете.Ru» о сути своих претензий: «тормозные диски не выдерживают и трети срока эксплуатации, а стоят в четыре раза дороже американских аналогов, но коррупция такая, что производители не разрешают устанавливать чужие диски», постоянно ломаются системы охлаждения и кондиционирования воздуха, они не вырабатывают даже половины положенного ресурса, «сыплется» вспомогательная силовая установка. «Лопатки турбины двигателя сделаны с грубыми нарушениями, — говорит Тетерин. — Производим запил лопаток. Мы это делаем из-за деформаций в 27 раз чаще, нежели на аналогичном западном двигателе.
Лопатки будто из пластилина сделаны». По словам Тетерина, «довести ПС (организация запрещена в России)-90 до ума невозможно, так же как сделать из «ГАЗа» «Мерседес»».
От Пермского моторного завода (ПМЗ) Red Wings потребовал возместить потери от простоя самолетов через суд.
В ПМЗ исковые требования Red Wings считают некорректными.
По словам заместителя коммерческого директора Пермского моторного завода Равиля Хамбекова, «авиакомпания имеет всего восемь Ту-204, а двигателей ПС-90 эксплуатируется около 300».
В частности, ими оснащены Ил-96. Никто, кроме Red Wings, утверждает Рамиль Хамбеков, не предъявлял претензий ни к электрической части, ни к топливной системе. Претензии выдвигает лишь компания, которая недавно полностью сменила свой технический персонал, обслуживающий самолеты. Это, по мнению менеджера, говорит о многом. Впрочем, он не скрывает, что у двигателя есть недоработки и они вскрываются в процессе эксплуатации. Работа по улучшению параметров двигателя ведется: появляются новые материалы, новые мысли, говорят в ПМЗ.
Не согласны с доводами Red Wings и на «Авиастар-СП», где собирались самолеты. Как говорят на предприятии, «проведенный анализ выявил явные преувеличения и искажения фактов». А в ОАК, контролирующей ПМЗ и «Авиастар-СП», несмотря на признание проблем, считают, что не стоит сильно их раздувать и пугать пассажиров: «Авиастроители часто сталкиваются с какими-либо проблемами, — говорит пресс-секретарь ОАК Константин Лантратов. — Замечания – это часть рабочего процесса. Эксплуатанты их высказывают, указывают на проблемы, после чего авиастроители их устраняют. Сейчас эти самолёты проходят модернизацию, и в новой модели 204СМ все замечания будут учтены».
По мнению руководителя аналитического отдела «Авиапорта» Олега Пантелеева, большой угрозы для жизней пассажиров нет.
«При том уровне резервирования систем, который существует, даже в случае отказа самолет может полностью безопасно продолжить полет и выполнить мягкую посадку», — успокаивает эксперт.
«Но в любом случае наши пассажиры вынуждены сидеть в аэропортах и ждать вылета, — возражает Тетерин. — У меня 286 суток простаивали пять самолетов из-за неисправностей. При этом эти самолеты стоят столько же, сколько аналогичные Boeing и Airbus». По расчетам экспертов, расходы только на замену сломавшихся двигателей составили 45 млн рублей. Всего же с учетом лизинговых платежей за арендованные ТУ-204 потери компании составили 150 млн рублей.
Авиакомпания, у которой происходит внештатная посадка, оказывается «крайней», так как на нее приходятся все дополнительные расходы по вывозу застрявших пассажиров, по оплате взлета-посадки такого рейса, по стоянке самолета и т. д., добавляет Пантелеев. Кроме того, на перевозчика ложатся и репутационные риски. Иск Red Wings к производителям — возможность не только возместить ущерб, но и хотя бы частично разделить с ними репутационные издержки.
В Минтрансе говорят, что
запрет на полеты конкретной модели самолета может быть принят лишь после катастрофы для выяснения ее причин. С Ту-204 катастроф не было, поэтому вопрос такой даже не рассматривается, говорят в ведомстве.