X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток» и др.) собирается торговать через интернет. «Благодаря электронной коммерции мы сможем продолжать наращивать рыночную долю», — заявил гендиректор компании Лев Хасис. В следующем году компания откроет интернет-магазины по продаже потребительских товаров в Москве и Санкт-Петербурге, пообещал Хасис.
Эта вынужденная мера для ритейлера, который в следующем году, вероятно, не сможет расширять свой бизнес в городах, где его доля от торгового оборота составляет 25% или более.
Это предусматривает принятый на прошлой неделе Госдумой в первом чтении законопроект «О торговле». Он запрещает открытие новых магазинов ритейлерам с долей 25% от торгового оборота в городах федерального значения и муниципальных районах и с суммарным оборотом более 1 млрд.
«Конечно, ритейлеры будут лоббировать исключение этой нормы, — считает аналитик ИК «Тройки Диалог» Виктория Соколова. — Но сам факт, что в первом чтении закон прошел именно в таком виде, дает более высокие шансы того, что в таком варианте закон и останется».
У X5 Retail Group, по крайней мере, в Санкт-Петербурге этот лимит уже превышен. Но в зоне риска и другие крупнейшие ритейлеры.
«Пересматривать инвестиционную политику, если закон будет принят в таком виде, вероятно, придется не только X5 Retail Group, но и «Магниту», «Метро», «Дикси», «Виктории» и, может быть, некоторым другим», — говорит аналитик «Брокеркредитсервиса» Татьяна Бобровская. Наибольшие убытки понесут те ритейлеры, которые уже вложились в логистические мощности в расчете открыть множество торговых точек в регионе.
Но существенно компенсировать убытки с помощью интернет-торговли сетям вряд ли удастся, считает Бобровская. По ее мнению, это нишевый бизнес — дополнительная услуга. Такие услуги предлагает «Ашан», «Седьмой континент» и профильный в этом направлении «Утконос». «Как показывают продажи во Франции, на долю электронных торгов приходится незначительный процент продаж, — подтверждает руководитель пресс-службы «Ашан» Мария Курносова. — Особенно неразвиты продажи в России».
Зато, по мнению Бобровской, ритейлер сможет продолжить развитие, если воспользуется несовершенством отечественного законодательства в определении аффилированых лиц.
«Возможно, например, создание новых компаний, формально не связанных с конкретным ритейлером»,
— говорит аналитик.
Мнение экспертов относительно этой нормы закона разошлись. «На данный момент закон довольно сбалансирован», — похвалила разработчиков Виктория Соколова. «Ритейл имеет возможность инвестировать, развивать бизнес и тем самым конкуренцию, но его ограничивают, — спорит Бобровская. — А мелкий и частный бизнес сейчас не имеет возможности для развития, так как не может аккумулировать собственные средства, кредиты достаточно дороги. Поэтому закон, хоть вроде и направлен на увеличение конкуренции, ведет к торможению рынка».