Правительственная комиссия по развитию жилищного строительства под председательством первого вице-премьера Игоря Шувалова продлила мораторий на сделки с федеральными землями до 1 января 2012 года. Согласно ему, должны были быть приостановлены все операции с землей со стороны государственных предприятий и учреждений.
«Торговать землей в нарушение закона – это не их функция, и эту безобразную практику надо прекратить»,
— заявил президент Дмитрий Медведев, когда год назад этот мораторий был введен. Затем его продлили на год и вот теперь еще на два, несмотря на то что Минэкономразвития предлагало снять этот запрет в области аренды федеральных земель и даже подготовило летом соответствующую редакцию постановления правительства. О том, что запрет не будет снят, предупреждал глава Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства (РЖС) Александр Браверман. «Спешу разочаровать тех, кто рассчитывает по завершении моратория успеть поспекулировать федеральной собственностью», — заявил он в середине августа в интервью «Российской газете».
Именно для этого фонда сделано исключение из общего правила. Федеральным органам исполнительной власти разрешено согласовывать сделки, связанные с отчуждением земель, только если они проходят через Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства.
Он был создан в 2008 году по инициативе Дмитрия Медведева, тогда первого вице-премьера и куратора нацпроекта «Доступное жилье». Будущий президент оценил «неэффективно используемые земли» в «миллионы гектаров» и предложил создать специальный фонд для их аккумуляции и передачи под строительство недорогого жилья.
«Главной задачей фонда должно стать вовлечение неиспользуемых огромных земельных ресурсов в программу массового строительства индивидуального жилья», – пояснял тогда Медведев.
По его замыслу, фонд должен был заняться в первую очередь крупными проектами, «целыми городами с несколькими тысячами домов».
Саму идею эксперты считают правильной. Государственное землеустройство России чем-то похоже на лоскутное одеяло, напоминает партнер юридической фирмы UDP Consulting Илья Новиков, причем часть участков, которые являются государственными, ни за кем конкретно не закреплены. «Очевидно, что многими такими участками интересуются все: федералы, муниципалы, частные собственники», — говорит Новиков.
Но фонд не справился с заданием президента.
«Этот фонд так ничем себя и не зарекомендовал», — говорит депутат Госдумы от фракции «Справедливая Россия» Галина Хованская. Остальные фонды, по её словам, хоть как-то отчитываются перед Госдумой, а Фонда РЖС «как будто нет». «Мне бы самой очень хотелось знать, что они там делают, — добавляет Хованская. – Но пока я не чувствую никакой активности».
Наглядно деятельность фонда РЖС можно увидеть на интерактивной карте России, размещенной на сайте фонда. В четырех из семи федеральных округов — Дальневосточном, Сибирском, Южном и Северо-западном — ни одного участка ведомствами фонду не передано. В Приволжском округе в распоряжении фонда имеются три участка — в Саратовской и Кировской областях, а также в Чувашии. В Тюменской области Сибирского округа им было передано целых два участка. Лидером является Центральный округ, где в фонд ушел один участок Курской области, целых 17 в Московской и 13 в Москве. При этом
во всей стране регионам под застройку передан всего один-единственный участок в Тюменской области.
Продление на два года льготного режима, когда фонд лишен всякой конкуренции, вряд ли что-то серьезно изменит, считаю эксперты. Основная проблема структуры в нерасторопности ведомств, считает независимый аналитик Андрей Бекетов: фонд уткнулся в необходимость проведения полной реестризации земли, создания её кадастра. «Ведомства могут отдать в пользование фонда только землю, которую сами измерили», — говорит эксперт. Но в первую очередь в ведомствах измеряют те земли, которые им нужны, и только в последнюю очередь то, что будут отдавать. «Например, в дальневосточном округе у Минобороны огромное количество ненужной земли, — рассказывает Бекетов, – но до неё никак не могут дойти руки, пока не будет измерена вся земля в Московской области». Этим и объясняются относительные успехи фонда в Москве и области.
Вся страна должна быть поделена до квадратного сантиметра, и только тогда можно будет выйти не на ручное, как сейчас, а на «автоматическое» управление распределением земли на уровне законодательства, подытоживает эксперт.