Частная компания «Регион-Авиа» планирует к началу 2012 года закупить 42 региональных самолета производства бразильской Embraer. Речь идет о тридцатиместном самолете Embraer-120. В настоящее время компания уже располагает 8 такими самолетами. Финансировать покупку, возможно, будет Внешэкономбанк (ВЭБ). Сегодня на авиасалоне в подмосковном Жуковском МАКС-2009 ВЭБ и «Регион-Авиа» подписали меморандум о сотрудничестве и взаимодействии в развитии региональных авиаперевозок.
По словам гендиректора авиакомпании Дениса Павшинского, к настоящему моменту «Регион-Авиа» получила коммерческое предложение от американской Sky West, которая предлагает приобрести 39 региональных самолетов Embraer, средняя стоимость которых составляет порядка $3 млн. Получив бразильские самолеты, «Регион-Авиа» планируется развивать региональные полеты из Екатеринбурга, Самары, Сочи, Санкт-Петербурга, Москвы (Домодедово) и Новосибирска. Из каждого из этих городов «Регион-Авиа» надеется открыть по 12–20 маршрутов, в аэропортах будут базироваться по 5–7 самолетов.
Несмотря на падение авиаперевозок в России более чем на 18%, эксперты и участники рынка считают проект «Регион-Авиа» жизнеспособным.
«Несколько лет назад рынок региональных перевозок практически умер: в России не было недорогого топливноэффетивного самолета на 30 кресел, поэтому сейчас эта ниша практически пуста»,
— говорит Олег Пантелеев из «Авиапорта». При этом только в центральном районе России насчитывается 11 городов с населением более 1 млн человек. «Это хороший потенциал для развития авиаперевозок», — говорит гендиректор авиакомпании «Полет» Михаил Шелковников.
«Конечно, в целом рынок сильно упал, но это касается основных направлений. Региональный рынок только растет. У нас, например, с начала года — на 500%. Но это потому, что мы практически с нуля начали развивать этот проект», — рассказал «Газете.Ru» замгендиректора по развитию «Регион-Авиа» Алексей Савченков. По его словам,
Россия в области региональных перевозок находится на уровне США 80-х годов. «Там тоже стояла задача соединить между собой большие и маленькие города», — говорит представитель «Регион-Авиа».
В компании обещают, что тарифы на региональные авиаперевозки практически не будут отличаться от железнодорожных. «Цены по большинству направлений около 1000 рублей. Из Москвы в Ярославль у нас вообще 500 рублей», — сообщил Савченков.
Если «Регион-Авиа» осуществит свои планы, она станет крупнейшим региональным перевозчиком в стране, потеснив на этом рынке «Ютэйр» и «Полет»,
— отмечают эксперты. Тот же «Полет» свои региональные «иномарки» приобрел в 2006 году. Это были шесть SAAB-2000. И сейчас они довольно успешно эксплуатируются. До этого авиакомпания использовала региональные самолеты — четыре Ан-24 и пять Як-40. По словам гендиректор «Полета» Михаила Шелковникова, поддерживать летную годность этих самолетов становилось все труднее из-за нехватки запасных частей и роста цен за продление ресурса.
По мнению Пантелеева, выбор в пользу Embraer и других зарубежных аналогов в этом сегменте перевозок очевиден: старые Ан-24 и Як-40 «едят» больше тонны керосина в час, а тот же Embraer-120 потребляет 450 литров».
Помешать экспансии зарубежных производителей теоретически мог бы новый экономичный Ан-38. Но новосибирский авиазавод, на котором изначально планировалось собирать этот региональный самолет, загружен заказами на военный истребитель Су-34, и, кроме того, здесь будет выпускаться среднемагистральный SSJ-100.