Минпромторг предлагает продавать безрецептурные лекарства не только в традиционных аптеках, но и в других организациях торговли. Сделать это ведомство намерено «с целью повышения физической доступности лекарственных средств для населения РФ и развития конкуренции на фармацевтическом рынке», — рассказала представитель отдела коммуникативных технологий Минпромторга Алина Суслова.
В торговых сетях новую инициативу только приветствуют. Это скажется положительным образом на выручке самих супермаркетов, радуется Влада Баранова из «Седьмого континента». «Покупателям не стоит беспокоиться о качестве фармацевтической продукции на прилавках магазинов. Вся продукция, попадающая к крупным ритейлерам, имеет соответствующие документы и проходит соответствующую сертификацию», — уверяет она.
Аптечные сети выступают против. «Только специалисты могут профессионально проконсультировать покупателя, обеспечить контроль качества и надлежащее хранение лекарственных средств. Поэтому инициатива по разрешению к продаже лекарств в магазинах нам кажется преждевременной и небезопасной для здоровья российских граждан. Она не только не приведет к снижению цен, но и может спровоцировать рост количества фальсифицированных лекарств», — пугают в «Аптечной сети 36,6».
С последним доводом эксперты вполне согласны.
«Количество фальсифицированной продукции может увеличиться — на продуктовом рынке питания нет соответствующего контрольного органа.
Также интересен тот момент, как магазины будут справляться с реализацией испорченной и просроченной фармацевтической продукции», — рассуждает Давид Мелик-Гусейнов, директор по маркетинговым исследованиям «Фармэксперта».
«Увеличение контрафакта несомненно произойдет. Доля последнего увеличится с 1-3% сейчас до 10%,
не исключает гендиректор DSM Group Александр Кузин.
Кстати, инициатива не так уж и привлекательна для торговых сетей, как кажется на первый взгляд. «Ведь Путин уже подписал закон о введении госрегулирования на жизненно необходимые фармацевтические препараты. Сейчас у продуктовых магазинов не так много нарушений, за которые они могут лишиться лицензии, а продавая лекарства со своими наценками, они получат дополнительный риск. Готовы ли продовольственные магазины рисковать своей лицензией?» — спрашивает Кузин.
Зато прибавится работы у контролирующих органов. «Ведь появятся десятки, сотни тысяч новых торговых точек. И пропихнуть контрафакт в какой-нибудь районный магазинчик будет очень просто. У проверяющих органов просто физически не хватит ресурсов, чтобы всех проверить», — поясняет Кузин.
Подобные опасения опровергают в Минпромторге. Контроль будет осуществлять, скорее всего, ведомство, которое сейчас контролирует аптеки — Росздравнадзор, говорит Суслова. Пока это только предложения, и если они будут включены в законопроект, то, несомненно, будут проработаны и механизмы контроля, заверила представитель Минпромторга.
Аптекам в такой ситуации придется непросто. «С одной стороны, конечно, это очень удобно, когда можно будет прийти в продуктовый магазин и купить вместе с хлебом и молоком таблетки от головной боли. Но с другой, серьезно пострадает бизнес аптек. Ведь оборот лекарств без рецептов довольно высок», — говорит Настасья Иванова, гендиректор ЗАО «Национальная дистрибьюторская компания».
По оценке «Фармэксперта», доля рецептурных и безрецептурных препаратов в аптеках составляет 50/50.
В DSM Group долю «безрецептурки» оценили в 47%. «На аптечном бизнесе инициатива действительно скажется катастрофично. Процентов на 15-20% у аптек просядет оборот. Это около $3 млрд. В первую очередь инициатива ударит не по единичным традиционным аптекам, у которых доля безрецептурных препаратов составляет 80%, а по сетевым. У последних («Ригла», «36,6») больше половины оборота делают всякие БАДы, косметика.
Поэтому многие аптеки могут оказаться на грани банкротства»,
— полагает Кузин.
Правда, в обмен на это аптеки должны получить свой «бонус» и смогут расширить линейку продукции — министерство предлагает дополнить перечень групп товаров, реализуемых аптеками. Здесь речь, в том числе, идет о медицинской технике, товарах для обеспечения здорового образа жизни, санитарно-гигиенических и дезинфицирующих косметических средствах.
Полемику среди экспертов вызвал вопрос снижения цен на фармацевтическую продукцию в торговых сетях. Тогда как заинтересованные стороны говорят об увеличении стоимости, эксперты рынка эти предположения опровергают. «Сомневаюсь, что произойдет снижение цены. Предпосылок для этого нет. В супермаркетах дорогая аренда, да и, как говорится, за дополнительный сервис надо платить. Для магазина ведь лекарства не основной товар продажи. Думаю, в супермаркетах лекарства будут стоить дороже, чем в аптеке», — говорит Настасья Иванова. По мнению же независимых экспертов рынка, появление новых каналов сбыта несомненно увеличит конкуренцию и снизит стоимость лекарств.