Минпромторг РФ предлагает консолидировать на базе ГК «Ростехнологии» разработчиков и производителей лекарственных средств. Госкорпорации поручат заниматься вопросами приобретения лицензий, привлечения инвестиций и размещением фармакологических производств в России. Соответствующие предложения содержаться в «Стратегии развития фармацевтической промышленности до 2020 года».
Минпромторговские стратеги считают, что объем российского рынка лекарственных средств к 2020 году увеличится более чем в 2,5 раза. Однако этот рост будет происходить в основном за счет импорта, а доля низкорентабельной, дешевой и менее эффективной отечественной продукции будет неуклонно снижаться.
Мириться с этим, а также с высокими ценами на лекарства и засильем подделок под них нельзя, а потому предлагается усилить в этом деле роль государства. В случае же инерционного сценария развития отрасли (без вливаний со стороны государства) потребность в оригинальных лекарственных средствах к 2020 году будет покрыта на 100% за счет импорта, а доля импорта лекарственных препаратов составит более 85% от общего количества потребляемых лекарственных препаратов. Локальное фармацевтическое производство и связанная с ним прикладная наука практически прекратят свое существование, признают разработчики стратегии.
Для перехода российской фармацевтики на правила работы по международным стандартам качества GMP (стандарт производства лекарств, признанный в США, ЕС, Японии) необходимо профинансировать строительство около 200 тысяч квадратных метров помещений для производства стерильной и нестерильной продукции. Общая сумма финансирования технического перевооружения отрасли на стандарт GMP оценивается в 36 млрд руб. Еще 106,4 млрд рублей предлагается направить на разработку лекарственных средств, 35,2 млрд рублей — на повышение квалификации кадров. Объем программы на 2009–2020 годы — 177,6 млрд рублей.
Минпромторг хочет повысить ввозные пошлины на все лекарственные препараты, субстанции которых вышли из-под действия патентной защиты. Такую меру предлагается ввести только при условии полного обеспечения потребностей внутреннего рынка отечественными аналогами и при уровне их качества, не уступающем импортным лекарственным средствам. Еще предлагается повысить пошлины на импортируемые субстанции (то, из чего производят лекарства).
В действующий закон о государственных закупках внесут изменения, обеспечив приоритетность закупок фармацевтической продукции отечественных производителей. Для контроля за качеством субстанций предлагается «выровнять условия» для отечественных и зарубежных производителей, введя обязательный аудит производителей импортных субстанций российскими государственными экспертными организациями.
Стратегия Минпромторга предусматривает даже такую экзотическую меру, как «введение института специальных уполномоченных лиц». Их пошлют на заводы. Наравне с руководителем завода спецуполномоченные будут нести административную и уголовную ответственность за качество и безопасность выпускаемой лекарственной продукции.
Предполагается, что к концу срока реализации программы доля продукции отечественного производства в общем объеме потребления на внутреннем рынке увеличится до 50% (в стоимостном выражении), экспорт вырастет в 8 раз по сравнению с 2008 годом.
В стратегии ставится задача довести потребление лекарств в России до среднеевропейского уровня потребления лекарственных средств на душу населения. Причем это увязано с задачей увеличения численности населения России через 11 лет до 142–145 млн человек.
Как выяснила «Газета.Ru», Минпромторг разрабатывает эту стратегию с 2007 года на основе «протокола совещания у первого заместителя председателя правительства РФ Д. А. Медведева от 22 марта 2007 года № ДМ-П12-9пр «О мерах по развитию отечественной фармацевтической промышленности». Более оперативной реализации стратегии, судя по всему, помешал конфликт между главой «Ростехнологий» Сергеем Чемезовым и вице-премьером Сергеем Ивановым.
Еще в апреле прошлого года Чемезов добивался передачи в собственность госкорпорации госпакетов акций 35 фармпредприятий и НИИ, в том числе по 100% акций завода «Мосхимфармпрепараты» им. Н. А. Семашко», Калининградской фармфабрики, ВНЦ по безопасности биологически активных веществ, ГНИИ витаминов, белгородского НИИ технологий медицинской промышленности. Он даже подготовил для внесения в правительство проект указа президента о создании в рамках «Ростехнологий» фармацевтического холдинга.
Против этой идеи выступил вице-премьер Сергей Иванов. Он отстаивал идею создании отдельной госкорпорации — ОАО «Российские фармацевтические технологии» — на основе все тех же предприятий. Иванов тогда довольно резко прокомментировал попытку Чемезова централизовать отечественную фармацевтическую отрасль за счет «Ростехнологий». «Hе войдут они туда, это слухи, которые сами журналисты распространяют и опровергают», — цитирует Иванова «Интерфакс».
Судя по сегодняшней инициативе Минпромторга, Чемезов все же одержал аппаратную победу над вице-премьером Ивановым, и ему удалось пролоббировать идею концентрации фармрынка на основе «Ростехнологий». Как ни странно, эта победа одержана Чемезовым на фоне претензий, которые прозвучали в его адрес из Кремля. На прошлой неделе президент России Дмитрий Медведев неожиданно исключил Чемезова из состава кремлевской комиссии по модернизации экономики. Источник «Газеты.Ru» в администрации объяснил, что перестановки не носят формальный характер. А вскоре последовало и президентское поручение генпрокурору и главе контрольного управления кремлевской администрации проверить деятельность всех госкорпораций и доложить о целесообразности их существования.
Впрочем, эксперты не видят на этом примере конфликта между Путиным и его протеже Чемезовым, с одной стороны, и президентом Медведевым, с другой. «Действия по созданию новой фармацевтической структуры носят инерционный характер, ведь запланированы они были задолго до кризиса», — говорит заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин.
Скорее всего, «Ростехнологиям» действительно отдадут в опеку весь отечественный фармрынок, прогнозирует эксперт. «Сейчас власти активно высказываются против закрытия предприятий, дабы сохранять рабочие места. В этом вопросе Медведев и Путин постараются договориться»,
— считает Макаркин. Эксперты скептически оценивают масштабные планы властей, заложенные в стратегии развития фармотрасли. Ни проблему борьбы с фальсифицированными лекарствами, ни задачу импортозамещения эта стратегия не решит, убежден Давид Мелик-Гусейнов, директор по маркетинговым исследованиям ЦМИ «Фармэксперт». Доля импорта лекарств, по его подсчетам, сейчас составляет 80%.
Решить проблему высоких цен на лекарства за счет создания нового холдинга тоже не удастся. «Совокупная доля объединяющихся на базе «Ростехнологий» компаний не превышает 1%», — подсчитал гендиректор DSM Group Александр Кузин. Конкуренция на рынке фармпрепаратов сейчас очень велика. Свою продукцию в России реализуют 600 фармкомпаний.
Предприятия, о которых идет речь, убыточны и держатся только за счет госдотации, соглашается Мелик-Гусейнов. Конкуренцию они никому составить не могут, поскольку ассортимент их продукции давно устарел. «Дешевле разрушить эти предприятия и на их месте построить новые», — говорит эксперт.