75% офисных работников прибегают ко лжи на службе, чтобы сгладить конфликты и быстрее решить проблемы. Несколько раз в неделю прибегают к ней 16% респондентов опроса HeadHunter, один или несколько раз в месяц лгут 23% опрошенных. А 9% считают ложь панацеей почти от всех проблем и обманывают окружающих по несколько раз в день.
С кризисом желание лгать руководству, коллегам по работе или клиентам увеличилось. «Врать на работе вынуждают страх и лень, — объясняет директор по маркетингу и пиару группы компаний HeadHunter Ольга Бруковская. — Поэтому в ситуации кризиса, увеличения количества задач и ужесточения дисциплины можно предположить, что склонные ко лжи люди сочтут наиболее удобным и простым решением врать руководству все чаще».
По данным опроса HeadHunter, больше всего лгут на работе продавцы товаров повседневного спроса, только 17% из опрошенных представителей этой сферы заявили, что всегда говорят правду. Много лжецов также в маркетинге, в транспортной сфере, в логистике. «Привычка врать может развиться в силу особенностей работы, — считает Бруковская. – Например, люди, занимающиеся маркетингом, приукрашивают достоинства продукта, который они продвигают». Специалисты же в области транспортной сферы и логистики, по данным HH, зачастую вынуждены врать про «обстоятельства непреодолимой силы», из-за которых были сорваны сроки поставки.
Коллегам и начальству россияне наиболее часто врут относительно отсутствия на рабочем месте или опоздания на работу.
35% опрошенных придумывают для сокрытия прогулов разнообразные истории – от полуправдивых до самых невероятных. Также часто толкает на ложь желание поддержать хорошие отношения с коллегами и начальством. 30% опрошенных добиваются этого, например, делая незаслуженный комплимент внешнему виду сослуживца. Склонны офисные работники лгать и относительно выполнения своих рабочих задач. Так, 22% респондентов выдумывают причины по которой задача до сих пор не выполнена или не выполняется, 13% завышают свои показатели и успехи, а 10% опрошенных предпочитают «не замечать» пришедших писем от начальства или клиентов, «не слышать» звонка и так далее. Наконец, ещё одна частая причина для лжи – объяснение начальству, почему сотрудник на рабочем месте не занимается делами. Впрочем, руководитель центра уровня и качества жизни Института социальной политики академии труда и социальных отношений Сергей Уланов не считает, что такие хитрости помогают работникам:
«Работодатель может не прислушиваться к вранью сотрудников. Для того чтобы уволить человека, не надо его ловить на вранье». И уважительная, на первый взгляд, причина не имеет особого значения при желании уволить человека.
Есть и специфические причины для лжи. Некоторые сотрудники, например, специально занижают свои рабочие показатели, чтобы работодатель не увеличивал нагрузку, постоянно поручая новые задачи. Соискатели часто лгут относительно планов на будущее, касающиеся работы (увольнение с работы и т. п.). А
руководители регулярно врут подчиненным, считая это «необходимым для стимуляции и тонуса».
По мнению 6% россиян, их обманывают все начальники – от руководителей среднего звена до топ-менеджеров, показывает исследование компании Superjob. Но «чужим», то есть клиентам и партнерам, российские граждане также врут весьма охотно. По мнению опрошенных компанией 3000 россиян, особенно часто приходится подозревать во лжи работников торговли — продавцов-консультантов, рыночных торговцев, менеджеров по продажам и прочее. Торговцам не верят почти 51% респондентов. Руководитель отдела социально-политических исследований Левада-центра Борис Дубин считает, что механизм недоверия россиян к торговцам базируется на непрозрачности нашего существования. «Люди живут в мире, механизмов которого они не знают, и они склонны считать эти механизмы обманом», — объясняет он. Торговцы – это люди, которые внедряют деньги в жизнь, а так как люди не понимают тонкости товарно-денежного оборота, они склонны считать торговцев внутренним врагом общества. Таким же врагом является начальство, которое даёт непонятные приказы и может покарать при непослушании.
4% россиян обвиняют в заведомом обмане специалистов по рекламе. Методы работы риелторов вызывают недоверие у 3% респондентов, а 2% россиян считают, что лгут маркетологи и юристы. Удивительно, но в список людей, которым склонны верить люди, попали журналисты.
Чтобы оценить, работники каких отраслей сами склонны к обману и как они объясняют свою ложь, исследовательский центр Superjob задал представителям пятидесяти профессий вопрос: «Готовы ли вы сказать неправду, приукрасить либо исказить информацию о своём товаре или услуге, если вам это нужно для достижения высоких результатов на работе?»
Наибольшую предрасположенность ко лжи продемонстрировали работники всё той же торговой сферы: 61% торговых представителей и 58% менеджеров по продажам ответили на предложенный вопрос утвердительно.
Допустимой ложь в профессиональных целях считают 57% пиар-менеджеров, телеведущих. Причем причины для лжи разные представители разных профессий тоже называют разные: если специалисты по кредитованию (56% лжецов) склонны объяснять ее тем, что «это стиль жизни в России», то портные (54%) утверждают, что обманывают заказчика, когда уверены, что смогут выполнить работу. Рекламщики (54%) в своей лжи «замалчивают» отрицательные стороны товаров, а логисты (50%) и маркетологи (49%) лгут «во имя процветания фирмы». Руководители же предприятий (46%) объясняют неправду отеческим отношением к подчинённым. Самыми «правдивыми» оказались программисты, работники парикмахерских (потенциальных обманщиков среди них 26%), а также преподаватели (24%) и врачи (23%). Они, как правило, искажают правду лишь при трудоустройстве.
Исследователи указывают, однако, что опрос этот изначально построен на доверии, люди сами отвечают, лгут ли они. А «это не реальная оценка уровня лживости, – отмечает Дубин. — Человек может сказать «да, я не лгу», солгав при этом».