Специалисты по рынку труда констатируют рост количества вакансий в стране. По данным SuperJob, уровень зарплат по некоторым специальностям даже возвращается к докризисному уровню. Однако квалификация кандидатов на места в большинстве случаев не устраивает работодателей. «Объяснение факту роста предложений по зарплате мы видим в отсутствии по-настоящему высококвалифицированных кадров, поэтому за достойного кандидата работодатель готов платить больше», — говорит президент SuperJob Алексей Захаров.
Кризис выявил, в каких отраслях был переизбыток специалистов и выпускников, а в каких их не хватало, добавляет эксперт HeadHunter Ольга Бруковская. «В начале XXI века профессии финансиста или маркетолога были очень популярны, и вузы выпускали намного больше зачастую не слишком квалифицированных специалистов, чем это нужно было рынку. И наоборот, практически не было достойных образовательных программ в области производства, химической промышленности, менеджмента в сфере медицины и фармацевтики», — говорит Бруковская.
Сейчас перенасыщены кандидатами сферы аудита, строительства, гостинично-ресторанного бизнеса, нет необходимости в значительном притоке рабсилы в банковскую и финансовую области, подтверждает исследование ИЦ «Империя кадров». Зато на рынке труда есть дефицит специалистов в области продвижения товаров повседневного спроса, фармацевтике, производстве и продаже оборудования.
Сейчас катастрофически не хватает менеджеров по продажам, говорит руководитель проекта «Работа@Mail.Ru» Алена Владимирская. «Дефицит связан с изменением стратегии выживания предприятий, — объясняет эксперт. — Компании, особенно телеком, переводят рекламные каналы из дорогих (глянца, наружной рекламы, радио) в более дешевые.
Приоритетом становятся активные продажи и мобильная реклама, промоушн. И как следствие — резкий рост числа таких вакансий».
По ее словам, за последнюю неделю на ресурсе «Работа@Mail.Ru» вывешено 286 активных вакансий «промоутер» и «консультант» в Москве. До начала кризиса в среднем было 74 вакансии.
Компании стали больше внимания уделять отделам продаж, соглашается руководитель отдела по связям с общественностью кадровой компании AVANTA Personnel Надежда Ляховская.
«Продажи в кризис начали падать, и поднять их можно, только прилагая огромные усилия»,
— говорит она.
Именно этим объясняется спрос и на фармацевтов. Большая часть сотрудников в этой сфере занимается продажами и продвижением лекарств.
Однако работа за проценты всегда была непопулярна. «В сферу продаж идут студенты, а также те, кто вообще никуда не смог устроиться, — объясняет главный специалист социально-экономических программ Центра социально-трудовых прав Петр Бизюков. — Как только эти люди находят себе хоть какое-то более удачное место, они уходят».
Теперь дефицит повышает цену этих работников. Год назад средний заработок промоутера составлял 150 рублей за час, а сейчас поднялся до 300–400,
говорит Владимирская.
Но из тех, кого сократили со статусных должностей в период кризиса, все равно мало кто согласится раздавать бумажки на улице. «В худшем случае сокращенные работники согласятся на меньшую зарплату или пойдут на компромисс со своими амбициями. В основном же они идут учиться и повышать свою квалификацию. Но на такое падение статуса мало кто пойдет — это единичные случаи», — добавляет Владимирская.
Повлияла ситуация и на востребованность IT-специалистов. «Все больше предприятий рассматривает интернет как основной канал продаж: открывают интернет-магазины, раскручивают сайты и т. п.», — говорит Владимирская. Этим компаниям требуются как технические специалисты, так и специалисты по электронной коммерции.