Белорусские производители мешают жить не только российским молочникам, но и предприятиям, выпускающим сельхозтехнику. Об этом премьеру Владимиру Путину, совершившему сегодня рабочую поездку в Ростов-на-Дону, рассказал гендиректор ООО «Ростсельмаш» Валерий Мальцев. Когда премьер поинтересовался, как идет продажа комбайнов в регионы, Мальцев ответил, что около 500 машин до сих пор не выкуплены, поскольку у сельхозпроизводителей возникли проблемы с получением кредитов на покупку техники.
Заодно гендиректор пожаловался премьеру на белорусских партнеров.
Белорусский завод «Гомсельмаш» поставляет свою технику в Брянск, где на машинах «меняются этикетки, оформляются документы как на произведенные в России и потом на них распространяются российские льготы.
Стоит напомнить, что правительство РФ выделяет субсидии при покупке российской сельхозтехники. Кроме того, компаниям разрешается направлять бюджетные средства на закупку сельхозтехники, произведенной в России.
Премьер заинтересовался жалобой. «Что касается скрытого экспорта других государств в Россию в обход принятых решений — мы на это обратим особое внимание», — сказал премьер, пообещав проверить информацию главы «Ростсельмаша».
«Скрытый импорт» — не единственная претензия российских машиностроителей к белорусским партнерам. В феврале этого года «Ростсельмаш» выиграл тендер правительства Белоруссии на поставку 200 комбайнов. Срок поставки комбайнов — 15 июля 2009 года, сумма сделки составляет около 1 млрд рублей. Сейчас оплачено только 30 машин, хотя «Ростсельмаш» дважды продлевал срок поставки — до 1 июня, а затем до 1 июля, говорится в сообщении компании.
Уборочная кампания в Белоруссии начата, это значит, что оставшиеся 170 машин уже не будут востребованы. По данным «Ростсельмаша»,
в 2008 году белорусская компания «Гомсельмаш» поставила на территорию России 777 зерноуборочных и 400 кормоуборочных комбайнов. В то же время в прошлом году никто из российских производителей не смог продать на белорусский рынок ни одного комбайна. В первом квартале 2009 года Белоруссия поставила в Россию сельхозтехнику на $140 млн, российские производители в Белоруссию — на $3,3 млн,
отмечается в пресс-релизе «Ростсельмаша». Перекос в торговом сотрудничестве попытался выправить «Россельхозбанк». Он объявил, что не планирует кредитовать закупки сельхозтехники из Белоруссии. Об этом сообщил глава банка Юрий Трушин 7 июня на Всемирном зерновом форуме в Петербурге. «Мы не будем кредитовать по закупкам белорусской сельхозтехники. У нас есть предписание премьер-министра. Мы государственный банк и выполняем четко это предписание», — говорил Трушин.
Эта тема обсуждалась в ходе визита Путина в Минск в конце мая. Тогда белорусская сторона предложила субсидировать две трети ставок по кредитам при закупке российскими организациями сельхозтехники белорусских производителей, но предложение не было принято.
Новая тракторно-комбайновая война разгорается на фоне заявлений Александра Лукашенко о том, что он может предпочесть Таможенному союзу с Россией и Казахстаном создание зоны свободной торговли с ЕС. В решении этой проблемы Белоруссия выстраивает свои приоритеты, ориентируясь на временной фактор, заявил сегодня Лукашенко в интервью австрийской газете Die Presse. «Для нас приоритет в том, что раньше мы можем реализовать», — сказал он.
В лавировании Лукашенко между Россией и ЕС больше политики, чем экономики, полагают эксперты. «Да, белорусские комбайны конкурентоспособны за счет низкой цены, они дешевы в эксплуатации, но на западном рынке они не будут востребованы, там свое очень сильное аграрное лобби», — говорит аналитик «Брокеркредитсервиса» Севастьян Козицын. К тому же достаточно посмотреть, как обработаны земли, например, в Германии или даже Чехии, чтобы понять, что белорусская техника не сможет обеспечить приемлемый уровень качества возделывания.
Проблему «скрытого демпинга» со стороны Белоруссии можно решить снижением цены на продукцию «Ростсельмаша» и введением квот.
«Если совсем закрыть российский рынок для «Гомсельмаша» и других белорусских машиностроителей, мы получим вместо «Ростсельмаша» второй ВАЗ, выпускающий неконкурентную продукцию», — полагает эксперт.